Роль героя и автора в рассказах Горького

О первых литературных опытах М. Горького известно не много. Писал стихи и романтические поэмы, самой крупной из которых стала “Песня старого дуба”. Строка из нее: “Я в мир пришел, чтобы не соглашаться” – могла бы служить эпиграфом ко всему творчеству писателя. Но популярность и славу Максиму Горькому принесло не поэтическое творчество, а овеянные романтизмом сказки, легенды, притчи и “правдивые рассказы” о босяках, лейтмотивом которых стал мотив “несогласия” с действительностью, готовность борьбы с ней.
В очерке “Читатель” М. Горький писал:
– “Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас. Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им”.
Горький сетует на то, что человек больше не борется, а только “приспосабливается”, что он “утратил гордость своим первородством”, не чувствует себя царем земли и не замечает, что своими руками поставил преграду “на пути к свободному творчеству жизни, в борьбе за свое право ломать, чтобы создавать”. В этом же очерке Горький как писатель-романтик адресует гневные слова писателю-реалисту: “Ты нищ, для того чтобы дать людям что-нибудь действительно ценное. Твое перо слабо ковыряет действительность, тихонько ворошит мелочи жизни. Ты уверен, что это полезно – рыться в мусоре буден и не уметь находить в них ничего, кроме печальных, крошечных истин, устанавливающих только то, что человек зол, глуп, бесчестен, .что он бессилен и жалок, один сам по себе? ” Используя художественный вымысел, сам Горький стремился заставить читателей ” подняться ненадолго над землей “, обратить внимание на “внемировые”, “внежизненные” ценности.
Под влиянием популярных на рубеже веков философских учений, особенно идей Ф. Ницше о “сверхчеловеке”, пренебрегающем общепринятой моралью, в ранний период творчества Горький видел в человеческой слабости источник зла и несвободы личности. Он считал слабоволие и слабосилие уязвимыми местами русского национального характера. И потому в своих произведениях противопоставлял силу-красоту и слабость-уродство.
На глубинном уровне такое противопоставление роднит ранние романтические и реалистические произведения Горького. Силу и слабость он соотносит друг с другом как идеал и реальность. Причем любовь писателя к приему антитезы проявляется на всех уровнях: противопоставляются ранние романтические и реалистические произведения; внутри произведений противопоставляются герои – Сокол и Уж, Челкащ и Гаврила, Мальва и Яков, дед Архип и Ленька, Ларра и Данко, женские и мужские характеры (Лойко и Радда). Для противопоставления романтического идеала суровой реальности Горький использует определенные приемы. Так, например, в романтических произведениях он подчеркивает красоту и совершенство мира и человека. Свободного мира и свободного человека. А донести до читателя свое видение, свое понимание действительности в ранних рассказах Горькому во многом помогает образ героя-автора.
Для наиболее яркого и полного художественного воплощения своих идей Горький обратился к жанрам легенды и притчи, в которых мотив силы соединяется с мотивом красоты и преподносится в возвышенно-романтическом ореоле (герои ранних рассказов Горького, как правило, цыгане или молдаване, живут в соответствии с законами природы, а их внутренняя красота и сила соответствуют их внешней привлекательности). Таковы легенды о Лойко Зобаре и Радде, о Ларре и Данко в романтических рассказах “Макар Чудра” (1892) и “Старуха Изергиль” (1895). При этом образ рассказчика, то, как он воспринимает и оценивает окружающий мир, услышанные истории, какими видит героев, играет очень важную роль в раскрытии авторской позиции.
В рассказе “Макар Чудра” Горький попытался разрушить устоявшиеся традиционные представления о миропорядке, добре и зле. Изображенная в начале повествования вполне реалистичная картина постепенно превращается в некую “перевернутую” реальность. Макар Чудра из старого цыгана, похожего на старый дуб, “обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый силой своей”, превращается в некое подобие языческого бога, которому ведомы иные истины. Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все! Разве ты сам – не жизнь?” – вещает он.
– “Учиться и учить, говоришь ты? – спорит Макар Чудра со своим собеседником. – А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет. Не можешь. Ты поседей сначала, да и говори. Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!” Старый цыган предлагает свой рецепт счастья: “Так нужно жить: иди,”иди – и все тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься – разлюбишь ее, это всегда так бывает”
Макар Чудра, обращаясь к своему собеседнику (автору-рассказчику), не случайно называет его соколом. В таком обращении виден образ, близкий цыганскому духу, образ гордой и смелой птицы. Превознося свободу как главную жизненную ценность, цыган предлагает вниманию своего слушателя “одну быль”, запомнив которую, тот должен стать по-настоящему “свободной птицей”. Такой “свободной лти”цей” был и Лойко Зобар, удалой, бесстрашный молодой цыган, красавец с очами, “как ясные звезды”, с улыбкой, как “целое солнце”.
– ” Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. – говорит о Лойко Макар Чудра. – С таким человеком и сам лучше становишься. Это был товарищ! И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл!. Каждая жила в твоем теле понимала ту песню, и весь ты становился рабом ее. И коли бы тогда крикнул Лойко: “В ножи, товарищи!” – то и пошли бы мы все в ножи, с кем указал бы он”. “Все он мог сделать с человеком, и все любили его, крепко любили”, только гордая красавица Радда не смотрела на парня, а то и подсмеивалась над ним.
“О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает “. Образы этих близких по духу молодых людей глубоко поэтичны и величественны. Оба они “царственно” красивы, горды и независимы, но их эгоистичность мешает им обрести счастье в любви: они гибнут, отказываясь от своего чувства, потому что ради него им пришлось бы пожертвовать свободой.
Лойко Зобару гордость не позволяет стать рабом любви к “гордой королеве” Радде, она же требует от него невозможного – покориться ей как старшему, поклонившись в ноги перед всем табором и поцеловав ее правую руку. Оба заранее предвидят трагическую развязку, но другого пути для них нет. Своей гибелью герои утверждают, что истинное счастье – это абсолютная свобода.
Форма рассказа о Лойко и Радде напоминает притчу – один из самых популярных жанров в Библии, но совершаемоеЗобаром убийство подано таким образом, что слушатель не ощущает ужаса или осуждения. Напротив, он восхищен величием, красотой чувств, духом свободы и нежеланием одного человека покориться воле другого. Под впечатлением услышанного от Макара Чудры рассказчик




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Два евгения базаров и онегин.
Сейчас вы читаете: Роль героя и автора в рассказах Горького