Наверное, не было в предреволюционной России такого человека, который бы не знал «Песни о Буревестнике» М. Горького. Это сочинение является заключительной частью аллегории «Весенние мелодии» (первые два — «Песня о чиже, который врал» и «Песня о Соколе»). «Песня о Буревестнике» — это описание природы перед бурей, представленная в неоромантичной стилистике. «Над морским пространством седым ветер тучи все собирает». «Ветер стаи волн. из размаха в дикой злобе кидает на обрывистые скалы, разбивая на брызги изумрудную
громадину». Жители моря по-разному ведут себя перед ненастьем: «чайки стонут. готовые аж на дно спрятаться перед бурей этот ужас свой», гром ударов пугает татарок, «боязливо пингвин бессмысленный тело жирное прячет в скалах». Только гордый Буревестник радуется приближению бури: «То крылом черкнув волну, то стрелой ввысь шугнув, он кричит — и тучи слышат радость в смелом вопле птицы».
С давних времен живописный, свободный мир природы ассоциировался у людей с бесконечностью, разноцветностью бытия. Солнце символизировало жизнь, счастье, радость, тучи — вражеские человеку силы, буря всегда несла
с собой обновление. Люди по-разному относятся к изменениям в жизни: одни боятся их, боятся борьбы за лучше будущее, другие — стремятся активно действовать, изменять жизнь. Чрезвычайно эмоциональное описание стихии в «Песне о Буревестнике» М. Горького воспринимается читателем как аллегория человеческой, общественной жизни. Буревестник — олицетворение человека, который не мирится с застоем, она стремится к изменениям, движению вперед. Ее не пугают трудности: «.Гордый Буревестник смело ширяет и свободно над пенным седым морем». Такой человек даже радуется испытаниям, которые становятся на его пути к цели: «Он (Буревестник) над тучами смеется, он от радости рыдает!» Буревестник противостоит тем людям, которые прячутся от жизненных проблем (в «Песне.» их символизируют образы чаек, гагар, пингвина). Он непримиримый к мещанско-собственническому порядку жизни и мышлению, социальной пассивности. Буревестник — свободная птица. Его жажда свободы и борьбы вызывают увлечение.
На протяжении продолжительного времени «Песню о Буревестнике» М. Горького рассматривали лишь как сугубо политическое произведение. Написанное в 1901 г. во время широкого народного пробуждения, он воспринимался современниками автора как призыв к революции 1905 г. На мой взгляд, такое трактование не совсем правомерно. «Песня о Буревестнике» — это гимн бесконечной жизни, которая постоянно обновляется благодаря людям, которые не боятся борьбы.