Мысль семейная
Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви (а не о героях, которые «подвергаются» и любви тоже), можно причислить романы Тургенева и Гончарова. Два великих писателя пытались раскрыть сущность любви и ее влияние на героев и на человечество в целом. Вопрос этот относителен, и его невозможно рассматривать беспристрастно. На мнение писателя сильно
Основным тезисом Гончарова (не только в «Обломове», но и в реальной жизни) являются слова, вложенные в уста Андрея Штольца: «Любовь движет миром с силой Архимедова
Роман начинается с дружбы Ильи Ильича Обломова со Штольцем. Дружба — это тоже близкие отношения, но ее силы не хватает, чтобы вдохнуть жизнь в Обломова. И тут возникает вопрос: а движет ли действительно, в прямом смысле любовь, должна ли двигать?
Движение — это жизнь, и любовь у Гончарова дает жизнь, о которой мечтают любящие.
Дружба Штольца эгоистична — он хочет, чтобы его друг жил его жизнью и именно от его жизни получил счастье. Штольц не может даже представить, что образ жизни Обломова приносит счастье.
Штольц, чтобы развеять мир Обломова, вернуть его в реальную жизнь, знакомит его с Ольгой Ильинской. Начинается первая любовная параллель: Ольга — Обломов. На первый взгляд в Обломове из-за любви происходят удивительные изменения: он все время на ногах, спит только ночью и мало, читает книги. Но духовно он не изменился. Движение любви либо бессильно помочь ему, либо ему не надо помогать: Илья Ильич полон внутренней светлой любви, которая не дает необходимого видимого движения, но оставляет душу чистой, живой и чувствительной.
Любовь Ольги к Обломову — это совершенно особенный вид любви. Обломов для Ольги — это некая Галатея, а ей самой приходится быть Пигмалионом. При таких отношениях Ольга наверняка смотрит на Обломова сверху вниз, как на вещь, которую ей предстоит переделать, довести (по ее и Штольца мнению) до идеала. Эта любовь не могла быть долговечной. Как только Ольга возродила бы Илью Ильича, он перестал бы быть интересным для нее. Любовь Ольги и Обломова — это скорее детская забавная игра, занятное развлечение, проверка своих сил для Ольги, а не истинная любовь. Поэтому она принесла любящим только боль, не изменив Обломова, не зародив в душе Ольги новые чувства.
Параллельно с любовью господ автор описывает сложные отношения между Захаром и Анисьей. Это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не горячо любящими мужем и женой. Гончаров говорит: «Страсть надо утопить в женитьбе». Пара Захар — Анисья одна из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Эта линия интересна тем, что в связи с ней даются отношения мужей к женам. И крепостной, и администратор обычно делают вид, что не прислушиваются к советам жен, а потом следуют им. Это выделяет Ольгу и Штольца: они относятся друг к другу с уважением и вниманием почти идиллическим.
С другой стороны, роман построен на параллелях и противопоставлениях.
Отношения Захара и Анисьи — это приниженная любовь Обломова и Ольги, где женщины играют очень сходные роли.
Противопоставления в мотиве любви тоже есть. В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне, Штольц — антипод Обломова.
Любовь Штольца, как и» дружба, была сперва эгоистична. Он вел Ольгу к своему идеалу, не совсем четко представляя, в чем он заключается. Мечтая о любви созидательной и жене — образованной и деятельной участнице жизни своего поколения, Штольц, ведомый истинной любовью, приходит к обломовскому идеалу, то есть всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной, тихой жизни, каким бы бурным ни было ее достижение.
Обломов достиг почти того же, что и Штольц, но другим способом. Рай Обломову подарила Агафья Матвеевна. Ее любовь ничего не требует от него и идет на жертвы сама. Это любовь от природы: «Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под его сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нервов Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку».
Любовь Пшеницыной, как и любовь Ольги, Гончаров пытается анализировать, найти ее причины, определить ее ход.
Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, «он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес и содрогался, когда вспоминал о ней». В этом отрывке еще раз доказывается, что в любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считает, что любовь должна быть яркая, пылкая, главное — видная, но сердце стремится к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов.
Агафья Матвеевна, напротив, нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.
Отношения между Пшеницыной и Обломовым вполне естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Обломов оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц.
Ольга и Штольц живут в Крыму, все вещи — и необходимые для работы, и романтические безделушки — находят себе место в их доме. Их окружает идеальное равновесие даже в любви: страсть утоплена в женитьбе, но не угасла. Но Штольц даже не подозревает, какие богатства таятся еще в душе Ольги.
Ольга переросла Штольца духовно, потому что не стремилась упорно к цели, а видела разные дороги и выбирала, по какой из них идти. Она пыталась понять и полюбить жизнь Обломова, но ей это не удалось. Теперь, в Крыму, Ольга чувствует в своей жизни черты идиллии Обломова, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Но любовь Ольги и Штольца — это любовь двух развивающихся людей, которые помогают друг другу, и они должны найти выход, чтобы продолжить искать действительно свой путь.
Итак, о видах любви в романе Гончарова «Обломов» сказано очень много. Но автор не останавливается на достигнутом и пишет не только об идеальной любви и любви кажущейся, но и об идеальных браках. Тема любви занимает очень важное место и для развития сюжета, и для сложной композиции, и для раскрытия образов героев и связывания их между собой.