Белинский о комедии Гоголя “Ревизор”

В 1839 году в статье о “Горе от ума”, осудив комедию Грибоедова “с художественной точки зрения” (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал “Ревизора”. Его анализ комедии Гоголя в целом, его блестящие характеристики героев “Ревизора” подробно рассматриваются нами ниже, в “Комментариях” по действиям.
Белинский хорошо понимал, что стремление Гоголя высказать суровую правду о русской действительности было ответом па запросы жизни, или, как выразился критик впоследствии, на “современные потребности нашего общества” (X, 243). Как и Надеждин, он говорил о “Ревизоре” от лица простолюдина, т. е. народа. Белинский видел в Гоголе писателя, сказавшего правду о страданиях народа, писателя, которого не могут не оценить широкие массы. Мысль эта была близка Герцену, который писал: “Гоголь, не будучи, в отличие от Кольцова, выходцем из народа по своему происхождению, был им по своим вкусам и по складу ума” (VII, 227).
Почитатели “Ревизора” появились уже тогда, когда Гоголь познакомил с комедией своих друзей, читая им ее сам.
Пушкин тоже был одним из первых слушателей “Ревизора”. П. И. Бартенев со слов П. В. Нащокина записал: “Пушкин, радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование, принимал к себе Гоголя, оказывал

ему покровительство, заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцену “Ревизора”, одним словом, выводил Гоголя в люди”. Он помнит, что Пушкин хвалил ему “Ревизора” .
В семье Аксаковых все приняли “Ревизора” восторженно, хотя и по-разному. Страстный театрал С. Т. Аксаков в буквальном смысле слова жил постановкой “Ревизора” в Москве. К. С. Аксаков, страстный поклонник Гоголя, так же, как и его отец, восхищается “Ревизором”: “Я уже читал “Ревизора”; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называют эту пьесу грубою и плоскою, не поняли ее. Гоголь – истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия” 2, Как и многие другие славянофилы, К. С. Аксаков относился настороженно к обличительным произведениям Гоголя и в споре с Белинским стремился приглушить обличительное содержание поэмы “Мертвые души”.
Одобрял “Ревизора” и М. П. Погодин. В письме от 6 июня 1836 года он писал Гоголю: “Еще говорят, ты сердишься на толки. Ну, как тебе, братец, не стыдно! Ведь ты сам делаешься комическим лицом. Представь себе, автор хочет укусить людей не в бровь, а прямо в глаз. Он попадает в цель. Люди щурятся, отворачиваются, бранятся и, разумеется, кричат: “да! нас таких нет!” Так ты должен бы радоваться, ибо видишь, что достиг цели. Каких доказательств яснее истины в комедии! А ты сердишься?! Ну не смешон ли ты? Я расхохотался, читая в “Пчеле”, которая берется доказать, что таких бессовестных и наглых мошенников нет на свете.
Уехав после первой постановки “Ревизора” за границу, Гоголь не представлял себе, какой успех имела его комедия в России. Ему казалось, что “Ревизор” больше ругают, чем хвалят. А между тем еще и сейчас выявляются современники Гоголя, которые стали восторженными поклонниками его комедии сразу же после ее появления на сцене и в печати.
Так, например, известный богач-промышленник П. Н. Демидов, жертвуя ежегодно в Петербургскую Академию наук по двадцать пять тысяч рублей “для поспе-шествования отечественного просвещения”, пожелал, чтобы одна из медалей, учреждаемых на счет этой суммы, “увенчала бы творение Гоголя “Ревизор” как “точнейшее описание нравов”, как живописное воссоздание характеров, которые давали основание с




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Толстой об эпохе петра.
Сейчас вы читаете: Белинский о комедии Гоголя “Ревизор”