Белинский о комедии Гоголя «Ревизор»

В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал «Ревизора». Его анализ комедии Гоголя в целом, его блестящие характеристики героев «Ревизора» подробно рассматриваются нами ниже, в «Комментариях» по действиям.
Белинский хорошо понимал, что стремление Гоголя высказать суровую правду о русской действительности было ответом па запросы жизни,

или, как выразился критик впоследствии, на «современные потребности нашего общества» (X, 243). Как и Надеждин, он говорил о «Ревизоре» от лица простолюдина, т. е. народа. Белинский видел в Гоголе писателя, сказавшего правду о страданиях народа, писателя, которого не могут не оценить широкие массы. Мысль эта была близка Герцену, который писал: «Гоголь, не будучи, в отличие от Кольцова, выходцем из народа по своему происхождению, был им по своим вкусам и по складу ума» (VII, 227).
Почитатели «Ревизора» появились уже тогда, когда Гоголь познакомил с комедией своих друзей, читая им ее сам.
Пушкин тоже был одним
из первых слушателей «Ревизора». П. И. Бартенев со слов П. В. Нащокина записал: «Пушкин, радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование, принимал к себе Гоголя, оказывал ему покровительство, заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцену «Ревизора», одним словом, выводил Гоголя в люди». Он помнит, что Пушкин хвалил ему «Ревизора» .
В семье Аксаковых все приняли «Ревизора» восторженно, хотя и по-разному. Страстный театрал С. Т. Аксаков в буквальном смысле слова жил постановкой «Ревизора» в Москве. К. С. Аксаков, страстный поклонник Гоголя, так же, как и его отец, восхищается «Ревизором»: «Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называют эту пьесу грубою и плоскою, не поняли ее. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия» 2, Как и многие другие славянофилы, К. С. Аксаков относился настороженно к обличительным произведениям Гоголя и в споре с Белинским стремился приглушить обличительное содержание поэмы «Мертвые души».
Одобрял «Ревизора» и М. П. Погодин. В письме от 6 июня 1836 года он писал Гоголю: «Еще говорят, ты сердишься на толки. Ну, как тебе, братец, не стыдно! Ведь ты сам делаешься комическим лицом. Представь себе, автор хочет укусить людей не в бровь, а прямо в глаз. Он попадает в цель. Люди щурятся, отворачиваются, бранятся и, разумеется, кричат: «да! нас таких нет!» Так ты должен бы радоваться, ибо видишь, что достиг цели. Каких доказательств яснее истины в комедии! А ты сердишься?! Ну не смешон ли ты? Я расхохотался, читая в «Пчеле», которая берется доказать, что таких бессовестных и наглых мошенников нет на свете.
Уехав после первой постановки «Ревизора» за границу, Гоголь не представлял себе, какой успех имела его комедия в России. Ему казалось, что «Ревизор» больше ругают, чем хвалят. А между тем еще и сейчас выявляются современники Гоголя, которые стали восторженными поклонниками его комедии сразу же после ее появления на сцене и в печати.
Так, например, известный богач-промышленник П. Н. Демидов, жертвуя ежегодно в Петербургскую Академию наук по двадцать пять тысяч рублей «для поспе-шествования отечественного просвещения», пожелал, чтобы одна из медалей, учреждаемых на счет этой суммы, «увенчала бы творение Гоголя «Ревизор» как «точнейшее описание нравов», как живописное воссоздание характеров, которые давали основание с

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Белинский о комедии Гоголя «Ревизор»