Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»)
Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» дал возможность Гофману занять место выдающегося и непревзойденного сатирика в немецкой литературе. Своеобразная сказка-новелла увидела мир в 1819 году, незадолго до смерти писателя. Сложным был путь произведения к читателям за пределами Германии. Так, в Российской империи произведение не разрешили переводить и печатать,
Писатель не скрывает своего отношения к
Основной конфликт возникает в противостоянии двух ярких персонажей — Цахеса (со временем в произведении автор называет его Циннобер) и Бальтазара. Первый — воплощение уродливости человеческих недостатков, основанных на вранье, обмане, коварности, распущенности, без любого внутренне сдерживающего морального фактора. Второй — немного идеализированный, тем не менее, жизненно правдивый образ романтика за натурой с художественным слогом души. Возле этих двух сюжетных центров группируются все другие то ли за велением высших волшебных сил, то ли за велением сердца, над которым чары не имеют власти. Собственно, писатель своим ироническим или сатирическим глазом созерцает всех и не удерживается от донимающих замечаний. Так он иронически делает замечание, что профессор Мош Терпин открыл закон — «тьма наступает от недостатка света», большой правитель Пафнутий, введя «просветы», большим достижением считает ученость, насаждение акации и прививку оспы. Фея фон Розабельверде — будто добрая фея, которая проявляет заботу о несчастном карлике Цахеса, но необдуманно наделяет его теми свойствами, которых он не заслуживает, так как не приложил к этому никаких усилий. Она очень хотела, чтобы в немощном ребребенке что-то проснулось: «Ты не тот, за кого тебя уважают, но стремись приравняться к тому, на чьих крыльях ты немощный, бескрылый, взлетаешь в высоту». Но внутренний голос не проснулся. Фея поняла свою ошибку, и ей, наверное, не постичь всей сложности человеческой души. Однако она имела облегчение от того, что Цахес умер, и таким образом лишил ее лишних хлопот. Оказывается, что жалости недостаточно, чтобы бы помочь человеку, он сам прежде всего должен работать, душа его должна быть творцом окружающего мира и себя самого.
В обществе, в котором люди надеются на чудо, а не на собственные усилия чего-то достичь, моральные принципы совсем стираются, нивелируются, уступая циничному практицизму. Подтверждением этому — яркий и показательный эпизод после смерти Цахеса. Его мать, поняв, что наследства после смерти сына ей не видеть, просит фею отдать ей мертвого сына: «У нашего пастора много хорошеньких чучел — птичек и белочек, он напихает и моего крошку Цахеса, и я поставлю его на шкаф таким, как он есть, в красном камзоле, с широкой лентой и звездой на груди, на вечное воспоминание!»
Устройство общества, что построено на вранье, мошенничестве, унижении, напоминает карточный дом из залоснившихся, подрисованных, старых карт. И в этому карточном домике-государстве такой же ненастоящий правитель, при котором жизнь подданных зависит от кукольного и безобразного, ненастоящего министра Циннобера. Какая судьба такого государства? От наименьшего дуновения она разрушится, просто исчезнет. И это зависит от самих людей, от их волевого решения и моральных основ, которые исповедует общество.
Как и любая сказка, произведение Гофмана имеет счастливый конец. Тем не менее, именно такой финал углубляет восприятие предыдущих напряженных событий. Человек живет среди людей, строит собственную жизнь согласно своим принципам. Счастливо то общество, где люди не имеют заблуждения в глазах, а видят все в реальном свете, и стремятся создавать все своими руками для своего блага и для блага других — такой вывод можно сделать из произведения Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».