Эрнст Теодор Амадей Гофман (1772-1822)

Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской Германии. Ему была ненавистна придворная атмосфера небольших немецких княжеств, душная атмосфера бюрократизма. В своих лучших произведениях («Жизненная философия кота Мурра.» и «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») Гофман показал в сатирическом плане гнетущую обстановку немецкого мещанства.
Родился Гофман 24 января 1776 года в Кенигсберге

(ныне Калининград) в семье адвоката. По желанию родителей изучал юриспруденцию. После окончания университета Гофман получил назначение в Варшаву. Выполняя служебные обязанности, увлекается музыкой и театром. В Варшаве молодой автор создает свою первую оперу на романтический сюжет, ставит ее в театре. Судьба бросала его в разные уголки Европы: Познань, Плоцк, Варшаву, Бамберг, Берлин. Свободное от службы время отдает искусству. Работает дирижером и художником в театре. Первые произведения Гофмана посвящены музыкальной тематике. Интерес к музыке не был обычным увлечением писателя или его вторым призванием. Она вошла
в него как большая тайна бытия, как своеобразный, по его словам, «санскрит природы». Гофман-писатель воспринимал мир в музыкальной его сути. Тема музыки и музыкантов постоянно интересовала его. Во всех его произведениях большей или меньшей мерой присутствует музыка. Большой успех первых литературных произведений вдохновил Гофмана, и он начинает плодотворно работать как писатель. Пишет быстро и много. Появляются фантастические сказки и повести: «Золотой горнец», «Щелкунчик», «Властелин блох», роман «Эликсир дьявола», рассказ «Мастер Мартин», «Краеугольное окно», сатирические шедевры «Крошка Цахес» и «Жизненная философия кота Мурра.».
В произведениях художника нередко происходит раздвоение личности персонажа. Гофман был первым среди писателей XIX столетия, который открыл двойственность человеческой натуры. Черты противоречий человека у него выступают отдельно, не смешиваясь, и материализуются в творческом сознании в образах двойников.
Герои Гофмана делятся на две категории: счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей не от мира сего. Жизнь вселяет в них ужас, и они, не зная, что ему — миру, противопоставить, убегают от него в свой внутренний мир, но и там не находят ни счастья, ни покоя. В новелле «Крошка Цахес.» главный герой, студент Бальтазар, принимает участие в «реальной» борьбе против политического деспота и тирана. Бальтазар по характеру поэт, сочиняет стихи о соловье и розе, вкладывая в поэтические образы свою пылкую страсть к красавице Кандиди. Не имеет значения, талантливы произведения Бальтазара или нет, а важно то, что ему присуще поэтическое мировосприятие, то, что наедине с природой он ощущает состояние блаженного волнения, увлечение, которое сменяется пьянящей меланхолией.
Гофман наделяет своего героя даром прозорливости. Он — поэт, и видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудит романтического героя в безобразном мерзавце и карьеристе признать лицо, достойное славы. Бальтазар поэтому и есть романтический герой, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадает в поле его зрения. Зная, что Бальтазар влюблен в Кандиду, Цах

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1772-1822)