Либерально просветительская тенденция мировоззрения Герцена
Еще в конце 1830-х годов, вернувшись из ссылки и сблизившись с Белинским, Герцен раньше его понял, что «философия Гегеля алгебра революции», что она «не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий,, переживших себя». Герцен и Белинский в своих столкновениях и спорах вместе проходили тогда трудный и сложный путь преодоления объективного идеализма, дававшего обоснование их ранним романтическим взглядам, и формирования материалистического мировоззрения.
Герцен развил материалистическое понимание природы и человека
«Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом»3. Но в осознании проблем материалистического объяснения общественной жизни и борьбы он уступал Белинскому, для которого при его темпераменте трибуна и борца, при его последовательно демократических взглядах эти проблемы имели решающее
Герцен ставит вопрос о положении основных классов французского общества — буржуазии и пролетариата. Он клеймит буржуазию за то, что ее нравственность основана «на арифметике, на силе денег, на любви к порядку», что она «принесла идеи на Жертву выгодам». «Порядочных людей» Герцен видит в «работниках», «блузниках», у которых не все продажно.
В некоторых статьях Герцен пытался применить к явлениям Социальной жизни свои материалистические взгляды, взять за основу исторической жизни сложный переплет общественных отношений. Подобно Белинскому, он проявлял при этом большой интерес к нравам и быту различных социальных слоев, к «ежедневным, будничным отношениям», которые таятся под покровом «официальной морали».
«Наука, — писал Герцен, — до тех пор не объяснит главнейших явлений всемирной жизни, пока не бросится в мир подробностей. Употребление микроскопа надобно ввести в нравственный мир, Подробно рассмотреть нить за нитью паутину, которая опутывает самые сильные характеры.». В них-то и кроется, по мнению Герцена, разгадка закономерностей общественной жизни.
Писатели революционно-демократического литературного течения не придавали существенного значения идейно-политическому конфликту внутри дворянства и не обращались к его изображению. Они постепенно все глубже осознавали важнейшее противоречие социальной жизни — непримиримое противоречие интересов и идеалов порабощенных трудящихся масс и привилегированных слоев общества. В свете этого противоречия они и воспроизводили в своих произведениях характерные черты быта и психологии народа.