«Былое и думы» — значительнейшее из произведений Герцена
«Былое и думы» — крупнейшее и значительнейшее из произведений Герцена. В этой книге он с наибольшей полнотой, с силой и страстью гения выразил смысл своих идейно-творческих исканий. «Былое и думы» можно уподобить литературному памятнику эпохи: ни одно произведение 1850-1860-х годов, созданное русским художником, не может в этом отношении сравниться с книгой Герцена. Он мог бы ничего другого не создавать — эта книга ввела его навечно в историю русской литературы и в сознание русского народа. Не создать ее он но мог: всей предшествовавшей
Так что же, он хотел лишь исповедаться, то есть объяснить мотивы своего поведения и поступков, нравственно оправдать или, напротив, обличить — себя, власти, стечение обстоятельств, эпоху? Ведь так называемые
Личные воспоминания вызывали «сотни других, все старое, полузабытое воскресало», тени прошлого вставали перед ним, он связывал их между собой. Что следовало за чем и почему в такой, а не иной последовательности? Можно ли было изменить свою жизнь, повернуть ее в другое русло и что вышло бы в результате такого поворота? Что было в его жизни случайное, а что — закономерное, неотвратимое?
Герцен был убежден, что личная исповедь может иметь общественное значение. Для этого нужно насытить ее проблемами большой значимости. Любой человек или участвует в крупных событиях, или они сказываются на его жизни; наконец, он может просто размышлять о них — ив его размышлениях неизбежно отзовутся мысли, чувства, мнения и оценки его времени. В одном из ранних предисловий Герцен заметил: «Жизнь обыкновенного человека тоже может вызвать интерес — если и не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила». С исповедью Герцен намеревался соединить и достоверные воспоминания о своей эпохе: он желал ввести в свою книгу не только то, что сам видел и пережил, но и то, о чем ему пришлось слышать или читать.
При этом Герцен считал, что документальная точность его описаний вовсе не исключает чисто художественного способа изложения — с раскрытием типического в отдельных явлениях и лицах, с воссозданием действительности в образной форме. Его исповедь должна была содействовать достижению главной цели — нанести еще один удар по его заклятому врагу, по самодержавию с его полицейско-бюрократическим режимом. Рассказать откровенно, без оглядки, о николаевской России — это значило бы нанести удар но всеевропейскому жандарму: «Пора, наконец, имперским комедиантам из петербургской полиции узнать, что рано или поздно, но об их действиях, тайну которых так хорошо хранят тюрьмы, кандалы и могилы, станет всем известно и их, позорные деяния будут разоблачены перед всем миром».