Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина

Маяковский определил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в бедующее в своем творчестве. В сущности он был и остался футуристом в широком смысле слова. Как и положено футуристу Маяковский восторженно принимает революцию как предвестницу грядущего. Он видит свою задачу в творении нового искусства — искусства будущего. Особое значение Маяковский придает драматургии. Написанные после 1917г. пьесы «Клоп» и «Баня» устремлены в будущее. Обе пьесы содержат элементы фантастики, развивают

новаторские и драматургические принципы.
Действие пьесы «Клоп» разворачиваются конце 20х годов, а затем переносится на 50 лет вперед. Однако
Повременим с вроде бы напрашивающимися выводам о противопоставлении ненавистного автору мещанина Присыпкина, человеку Пожар и гибель всех гостей на свадьбе Присыпкина Символизирует, конечно, историческую бесперспективность мещанства. Однако пролежавший в замороженном состоянии 50 лет, Присыпкин попадает во второй части комедии в 1979г. Будущее общество предстает в пьесе организованным, упорядоченным. В нем нет места для человеческих пороков, и даже слабости. Таким ли
хотел Маяковский видеть будущую жизнь. Правильное и упорядоченное общество сажает Присыпкина в клетку, чтобы защищаться от грубости, пошлости хамства. Казалось бы, общество спасено от заразы, названной «Обывателиус вульгарис»- пьеса должна закончится счастливой развязкой. Однако в финале пьесе все не так просто. Чуть ли не единственным живым человеком среди каких-то механических людей будущего оказывается Присыпкин, ему свойственны эмоции, хотя и жалкие, примитивные. Рационалистом незнакомы чувства, сомнение, слабость, все решает разум, наука везде господствует порядок. В таком будущем не может жить Маяковский. Ему свойственны пороки, но он живой человек, а живая жизнь в новом обществе загоняется в клетку. Думается, что автор предостерегает от поворота к такому будущему, показывает не жизненность его идей. Жизнь нельзя подчинить теории. В «Бане» мы видим последнюю попытку Маяковского изобразить будущее. Однако образ будущего в этой пьесе очень абстрактен и хотя в светлый коммунистический век попадают только честные, умные рабочие и математики оставляя Присыпкина в прошлом. Потя фосфорическая женщина произносит громкие слова («Будущее примет всех у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны»). Как-то не верится в то самое светлое будущее и не чувствуется оптимизма автора. «Клоп» и «Баня» скорее антиутопии. От изображенного
В этих пьесах веет холодом, одиночеством безжизненностью. Разочаровавшись в прежних идеалах, Маяковский создает пьесу предупреждение (Клоп) и пьесу заклинание (Баня). Недаром ополчились на автора пьес критики и литературные доносчики всех мастей, что сыграло немаловажную роль в приближении трагической развязки и ухода его из жизни.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина