Тема любви в лирике С. А. Есенина

Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь – интимное чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна.
В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Сначала это произведения фольклорно-поэтического, стилизаторского характера, например “Подражание песне”, написанное в 1910 году: “Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй”. Стихотворение похоже на народную лирическую песню. Исполнены лиризма и другие стихотворения этого периода – “Выткался на озере алый свет зари.”, “Сыплет черемуха снегом.”, “зачем зовешь.” Они посвящены Анне Сардановской – сестре друга детства поэта. Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече: “Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет.”
Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении “Зеленая прическа.”, посвященном Л. И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает “тайну.древесных дум”, рассказывает о пастухе, приходящим к ней “ночью звездной”. Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: “Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня”. В духе целомудрия задумывал Есенин выдержать книгу “Стихи о любви”, однако этот цикл так и не был осуществлен.
Совсем иная “любовь” появляется в “Москве кабацкой”. Начало 20 годов – время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В “Письме к женщине” Есенин признается:
И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить В угаре пьяном.
Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: “я не знал, что любовь – зараза, Я не знал, что любовь – чума”. Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: “Сыпь, гармоника. Скука. Скука. Гармонист пальцы льет волной. Пей со мной, паршивая сука, Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали – Невтерпеж”. Такое неуважительное отношение к женщине появляется в творчестве впервые. Слова оскорбления адресуются всем женщинам: “свора собачья”. Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: “Дорогая, я плачу. Прости. Прости.”. Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.
И он находит его. Цикл “Любовь хулигана” посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошенной души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. В стихотворении “Заметался пожар голубой.” он восклицает: “В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить”. Лирический герой признается: “Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки”. Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, “видеть глаз злато-карий омут”, касаться тонкой ее руки и волос ее “цветом в осень”. Он старается доказать, “как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным”.
В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: “Я б навеки пошел за тобой”. Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении “Ты такая ж простая, как все”, где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.
1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, женщиной, вдохновившей поэта на создание “Персидских мотивов”. Одно за другим появляются стихотворения “Шаганэ ты, моя Шаганэ.”, “Я спросил сегодня у менялы.”, “Ты сказала, что Саади.” Лирический герой влюблен и хочет поведать о своем чувстве: “Как сказать мне для прекрасной Палы По-персидски нежное “люблю”?” Однако, истинная любовь не нуждается в словах, поэтому “О любви вздыхают лишь украдкой, и глаза, как яхонты, горят”. Этот цикл пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино. Будучи счастлив и любим, лирический герой вспоминает, что “там, на севере, девушка тоже, На тебя она странно похожа, Может, думает обо мне”. Любовь к женщине приводит его на юг:
Ты меня, незримая звала. И меня твои лебяжьи руки Обвивали, словно два крыла.
Но она не в силах заглушить другое чувство – любовь к родному краю, тоску по родине.
Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает “легкодумных, лживых и пустых женщин”. Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. “Листья падают, падают листья.” – стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: “Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном”. Лишь такое настоящее чувство способно успокоить “сердце и грудь”.
Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова способна утолить “жажду человеческой нежности”. Каждый читатель находит в его стихах свое видение любви, ведь “все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Анализ урока английского языка пример.
Сейчас вы читаете: Тема любви в лирике С. А. Есенина