Смысл первой песни “Божественной комедии” Данте Алигьери

Дия” Данте Алигьери – одно из самых известных произведений мировой литературы. Она была написана в начале XIV века, но и до сих пор ее читают и пытаются понять тот смысл, который вложил в нее знаменитый уроженец города Флоренции.
Я попытаюсь рассказать, как я поняла первую песнь “Комедии”. Первая песнь – вводная. И, по-моему, она является самой автобиографической во всей поэме. Как и вся поэма, она в символических образах рассказывает о различных событиях в реальной и духовной жизни самого Данте.
Странствия Данте по загробному

миру начинаются в дремучем лесу, когда самому поэту уже около 35 лет; около 1300 года Данте начал писать свое великое произведение:
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу.
После смерти Беатриче в 1290 году, которую Данте любил всю свою жизнь, он, по его образному выражению, заблудился, “утратив правый путь во тьме долины”. Начало 1300-х годов, когда Данте начал писать свою “Комедию”, связано также с политическими волнениями во Флоренции, в результате которых поэт, занимавший высокий пост во Флорентийской республике, был осужден и изгнан с любимой Родины. Эти годы для Данте настолько тяжелы,
что он не хочет говорить о них подробно:
Не помню сам, как я вошел туда.
Данте увидел высокий холм посреди леса и, немного передохнув, отправился туда, ища спасения. Ведь с высоты видно, куда идти. И любая высота приближает человека к Богу, то есть к спасению: Когда я телу дал передохнуть, Я вверх пошел.
Но три страшных диких зверя мешают Данте спастись из “дикого, дремучего и грозящего леса”: рысь, лев и волчица. Поэма Данте скорее все-таки символическая, чем реалистическая. Эти звери символизируют три человеческих порока, которые были свойственны и самому Данте в полной мере:
. Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора.
Таково описание рыси, “зверя с шерстью прихотливой”, которая символизирует похоть, стремление удовлетворить половое влечение. Для Данте это является страшным грехом, потому что его любимая Беатриче умерла, но он не мог удержаться и ухаживал за другими женщинами. От этого греха поэта спасает “Божественная Любовь”, которая проявила себя взошедшим солнцем:
Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
Божественная двинула Любовь.
Доверяясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь
При виде зверя с шерстью прихотливой.
Гордыня, высокомерие и любовь к деньгам и власти для Данте гораздо более страшные грехи. Их символизируют лев и волчица: Навстречу вышел лев с подъятой гривой. Он наступал как будто на меня, От голода рыча освирепело И самый воздух страхом цепеня. И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет.
Страшные звери-грехи оттесняют Данте к пропасти, к гибели души. Но Беатриче оберегает Данте на протяжении всей его жизни. А после смерти ее “достойнейшая душа” становится ангелом и не оставляет Данте в его блужданиях по земле. Беатриче, увидев страдания поэта, посылает к нему помощь Вергилия – знаменитого римского поэта, который: . вверил песнопенью, Как сын Анхиза отплыл на закат От гордой Трои, преданной сожженью.
Современники Данте почитали Вергилия, а для самого поэта он был “учителем, примером любимым”:
Ты мой учитель, мой пример любимый; Лишь ты один в наследье мне вручил Прекрасный слог, везде превозносимый.
Именно Вергилий будет оберегать Данте в его путешествиях по миру мертвых:
Иди за мной, и в вечные селенья Из этих мест тебя я приведу, И ты услышишь вопли исступленья И древних духов, бедствующих там, О новой смерти тщетные моленья.
Существует множество версий, почему Данте выбрал себе в проводники Вергилия. Например, причиной, возможно, послужило то, что Вергилий описывал в своей “Энеиде” странствия героя Энея по подземному царству мертвых. Мне кажется, что это не единственная причина. Ведь странствия Одиссея по Аиду описывал и Гомер, который всегда был очень почитаемым поэтом. Но Вергилий – еще и земляк Данте, римлянин, а значит, предок итальянцев:
Я от ломбардцев низвожу мой род, И Мантуя была их краем милым.
Данте была свойственна гордость за собственный народ и его богатства – язык, богатую национальную историю. Но Вергилий обладал в глазах Данте еще одним превосходным качеством. По мнению средневековых ученых, именно Вергилий первым из язычников почувствовал появление Иисуса Христа и предсказал его в своих стихах. Поэтому, мне кажется, из всех знаменитых и безгрешных людей, “кто жил до христианского ученья”, которые томятся в первом круге ада, только Вергилию дозволена Богом достаточная свобода передвижения. Он не может пройти только в рай:
Царь горних высей [то есть Бог], возбраняя вход В свой город [в рай] мне, врагу его устава [язычнику],
Тех не впускает, кто со мной идет.
Алчность, жажда денег, власти и славы и для Вергилия является самым страшным человеческим грехом:
Волчица, от которой ты в слезах. Всех восходящих гонит, утесняя, И убивает на своих путях; Она такая лютая и злая, Что ненасытно будет голодна, Вслед за едой еще сильней алкая.
В финале первой песни Вергилий уводит Данте к спасению, которое ждет поэта через осознание собственных грехов, и Данте благодарен ему за помощь:
Чтоб я от зла и гибели ушел, Яви мне путь, о коем ты поведал, Дай врат Петровых мне увидеть свет И тех, кто душу вечной муке предал.
Первая песнь “Божественной комедии” очень важна. В ней для читателя проясняются причины, благодаря которым Данте очутился в загробном мире. Рассказывается о его проводнике, упоминается Беатриче, в честь которой Данте написал “Комедию”. И еще читатель узнает очень важную вещь: несмотря на страшное начало, путешествие Данте закончится хорошо, потому что он сумеет уйти от грехов и встретится с той, кого любил всю жизнь.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Structural types of morphemes.
Сейчас вы читаете: Смысл первой песни “Божественной комедии” Данте Алигьери