«Божественная комедия»
Написана в форме видения. Стремление к всеобъемлемости. Земной реальной жизни противопоставляет мир: Земля, подземелье, Космос. В центре — земной шар. Сев. полушарие считалось менее совершенным, поэтому в нем — вход в ад. В южном — гора, на которой вход в чистилище. Ад — 9 кругов. Чистилище — 7, + предчистилище, + рай земной, рай — 9 небес. Геометрическая симметрия Земли симметрия в композиции: 100 песен = 1 вводная + по 33 на Ад, Чистилище и Рай. Такое построение было новым явлением в литературе. Д. опирался на средневековую символику числе
Д. встречает 3 зверей: пантеру, льва, волчицу. Каждый из них олицетворяет определенный
Вергилий объясняет, что прямого пути на холм нет, надо идти в обход через 3 загробных царства, чтобы обозреть всю человеческую историю, соединенную с идеей справедливости. В мире нарушена справедливость, чтобы ее восстановить, нужна рука Божьего правосудия, ибо без справедливости человеческая история бессмысленна. Бог для Д. — неоспоримая реальность. Эта идея помогает выстроить стройную модель мироздания, в основе которой — вертикальная модель мира (но в состоянии начинающегося кризиса. Особенно это заметно в 1 кантике, т. е. Аду. Здесь образы яркие значительные сами по себе это стремление вырваться на горизонталь). Морально-ценностное значение верха и низа — духовное восхождение и нравственное падение. Основа мировой гармонии — Бог, к нему Д. и стремится. Когда вершина достигнута, видение исчезает.
Выстраивая модель Ада, Д. следует за Аристотелем, который относит к 1 разряду грехи невоздержности, ко 2 — насилие, к 3 — обман. У Д. — 2-5 круги для невоздержанных, 7 для насильников (6 не знаю куда, не сказано, сами подумайте), 8-9 для обманщиков, 8 — для просто обманщиков, 9 — для предателей. Логика: чем грех материальнее, тем он простительнее. Кара всегда носит символический характер. Обман тяжелее, чем насилие, потому что разрушает духовные средневековьяязи между людьми:
А первый способ, разрушая кровный
Союз любви, вдобавок не щадит
Союз доверья, высший и духовный
Это он о предательстве так
Д. приобщается миру зла и страдания. Грешные души обладают телами и тенями (а средневековьяятые — нет). Они движутся по кругу или вообще неподвижны (а круговое движение — дьявольское), Д. — по вертикали. Личным отношением Д. создаются образы грешников. 2 сюжета:
1 — история нравственного возвышения поэта
2 — история грешных душ. Личное отношение проявляется уже в самом начале поэмы. Преддверие ада — те, кто в борьбе добра и зла не встал ни на одну сторону. Их не хочет принимать ни Рай, ни Ад. Там папа Целестин V. Он до папства жил уединено, пользовался уважением в народе.
Став папой, мог бы сделать много хорошего, но отрекся от папства и открыл путь какому-то злодею. Яркие образы — во 2 круге (сладострастники). Вихрь = вихрь земных страстей. Франческа — реальное лицо. Она в 1275 г. была выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Дж. узнал, что она вступила в любовную средневековьяязь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. В песне — 2 рассказа Ф. 1 — в стиле «поэзии нового сладостного стиля», с изысканными метафорами и общими рассуждениями о силе любви. 2 — без метафор, просто и конкретно. Реалистическая деталь: увлечение франц. куртуазными романами. Единственная метафора — Галеот («И книга стала нашим Галеотом»). Это был в романе такой рыцарь, который помог Ланселоту и короле Джиневре встретиться и уговорил Дж. поцеловать нерешительного героя. Данте их оправдывает. В 6 круге Д. оправдывает Фаринату дельи Умберти. Он был вождем гибеллинов. Умер за год до рождения Д. Он воспротивился разрушению Флоренци.
Персонажи ада имеют только прошлое. Д. здесь сохраняет средневековьяои гвельфские позиции для того, чтобы мы поняли фразу, которой эта сцена заканчивается. Стойкость духа тем сильнее, что у Ф. нет будущего, нет надежды. Это архетип (?!) будущих романтических героев. Личное отношение выявляется и через персонажей двойников, т. е. тех героев, чья судьба похожа на судьбу Д. и чью судьбу он мог бы повторить, но не повторил. Образ Улисса — образ вечного странника (как и Д.). Д. вкладывает в его уста средневековьяою мысль о знании. Улисс и Диомед мучаются в раздвоенном пламени (они вместе участвовали в похищении статуи Афины от ворот Трои).
Улисс — воплощение страстной жажды знаний. Эта страсть больше всех остальных. Образ героический. У. Выражает мысли Д., но не в их окончательном варианте, а на той стадии развития, когда Д. создавал «Пир» и когда он был уверен во всемогуществе человеческого разума. А потом он их пересмотрел и решил, что без Бога не обойтись. У. — несовершившийся путь Д.,У. и двойник, и антипод. У. движет жажда географических открытий (джвижение по горизонтали), Д. — жажда высшей мудрости (по вертикали). Д. сопоставляет средневековьяой путь и с Энеем. Э. Во всем противоположен У. (они враги — помним, что Эней троянец, Э. не забывает об отце — а У. забывает?, Улиссом движет собственная дерзость, Энеем — высшая воля. Короче, «Энеиду» читали, сами сопоставьте, а я не читала). Настоящее Д. средневековьяязано с Энеем, прошлое — с У. У Данте средневековьяоя система жизненных ценностей, 2 греха: бездействие, предательство. БК — аллегория греха и искупления ч-ка, путешествие по собственной душе, всякий носит внутри себя и ад и рай. Ад — инстинкты, власть тела, рай — добро, гармония.