Сочинение по произведению Данте «Божественная комедия»
Произведение Данте «Божественная комедия» — уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к человеческой личности, к ее земным радостям и надеждам. Постепенно формируется новый, гуманистический тип осмысления действительности, зарождается вера в неограниченные человеческие возможности и неповторимость человеческой индивидуальности. В истории культуры этот период был назван Предвозрождением. И ярким представителем того времени был Данте, который не разъединял,
Эта двойственность находит отображение и в художественной манере Данте. По авторскому определению, главное произведение всей его жизни принадлежит к жанру комедии: согласно нормам античной поэтики начиналась комедия печальной, грустной нотой, а завершалась благополучной
Тройственное начало имеет и представление о времени: настоящее, прошлое, будущее. Во времена средневековья магический смысл этой удивительной цифры расширился, объединившись со святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Как символ всего, что рождается, развивается и завершается, число «три» как нельзя лучше соответствовало художественному замыслу Данте.
Троичную структуру имеет и композиция произведения: три части по тридцать три песни в каждой из них, написанных терцинами, то есть трехстрочными строфами. Такая композиция позволяла автору отобразить схему мироздания, созданную в строгом соответствии с законами средневековой космографии. Вместе со вступительной песнью «Ада» количество песен в поэме — ровно сто (квадрат десяти символизирует абсолютное совершенство). Символика чисел заключена не только в композиции поэмы, но и в самом повествовании. Примеров этому множество: у Поэта три проводника по потустороннему миру — Вергилий, Беатриче и средневековый философ-мистик Бернард Клервосский. Знаменитый римский поэт Вергилий, автор «Энеиды», в средние века пользовался славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. Для автора он — любимый учитель, который вручил ему «прекрасный слог, везде превозносимый».
Бернарду Клервосскому принадлежит учение о том, что места в раю, оставшиеся пустыми после низвержения в преисподнюю Люцифера и его приспешников, пополняются святыми и праведниками. Данте и его друзья-поэты, рискуя прослыть еретиками, решили, что именно их дамы призваны самим Богом занять пустующие на небесах места. Для Данте толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери его друга Фолько Пор-тинари — юной и прекрасной Беатриче. Именно Беатриче является той благодатной женой, которая в небе скорбит о том, кто сурово страдает. Она склоняет к милости того, кто распоряжается судьбами людей:
— Господня чистая хвала,
— О, Беатриче, помоги усилью
— Того, который, из любви к тебе
— Возвысился над повседневной былью.
Необходимо понимать, что Данте не просто копирует средневековую литературную традицию с ее аллегоризмом и абстрагированием. Он создает особенный художественный мир. Гениальность поэта состоит в том, что он объединяет страстные, необузданные чувства со строгой, логичной геометрией. Своей реальностью мир Данте борется с миром, который окружает человека. Здесь восходит и заходит солнце, сияют звезды, текут реки. Мы чувствуем на собственной коже порывы ветра: удушающие в Аду и освежающие в Чистилище. Конкретика присуща даже аллегориям! В одном из писем к другу поэт подчеркивал: «Смысл поэмы многозначительный, моральный и анагогический, то есть такой, который выше смысла». Каждое художественное произведение, согласно Данте, имеет четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический. Например, в первой песне герой очутился в густом лесу:
— Земную жизнь пройдя до половины,
— Я очутился в сумрачном лесу,
— Утратив правый путь во тьме долины.
Путь поэта к спасительному холму преграждают три зверя, которые, в соответствии с моральным значением, являются человеческими пороками: любострастие, гордыня и корыстолюбие. В аллегорическом плане три зверя должны были означать: пантера — Флорентийскую республику, лев — правителей-тиранов, волчица — папский престол. Наиболее широким является анагогический символ: это силы зла, которые преграждают человеку дорогу к совершенству. Такая же многозначительность сопутствует и образу Вергилия. Он любимый поэт автора «Божественной комедии», философ, который предрек появление Христа, и одновременно аллегория человеческого разума. Одновременно в образе Вергилия появляется драматический мотив: он лишен надежды приблизиться к созерцанию совершенства Творца, поэтому в конце путешествия его душа наполняется печалью. Гармоничная, подчиненная логике и стремлению к совершенству художественная система «Божественной комедии», система символов и аллегорий, не перестает удивлять читателей даже спустя семь веков после создания поэмы.