Тема сочинения “Божественная комедия” и ее герои

Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма “Божественная комедия”. Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто – “Комедия”. Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения наиболее ярких образов обратился к загробному миру.
Его поэма отличается необычайно четкой, продуманной композицией, в чем нашло отражение своеобразие художественного стиля поэта. Он разделил свое произведение на три части, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. Каждая часть в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. Вообще, троичное деление характерно для всей поэмы и является глубоко символичным. Оно воплощает в себе христианскую идею о троице. Кроме того, каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом “звезды” (звезда в христианстве является символом Иисуса Христа), а само имя Христа рифмуется

только с самим собой и не упоминается в разделе, посвященном описанию ада.
Поэма Данте очень оригинальна, но при ее создании Данте все же опирался на многочисленные средневековые и античные источники. Поэтому произведение построено в виде довольно популярных в средние века видений, или хождений по мукам, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Но если их целью было показать греховность земной жизни и обратить внимание людей к жизни загробной, то в “Божественной комедии” автор стремится показать и искоренить пороки общества, а страдания грешников в аду призваны пробудить в человеке желание исправить свое земное существование. Поэт не уводит читателей от реальности, а заставляет полностью погрузиться в нее, задуматься над своей жизнью, переосмыслить ее в свете полученных знаний. Из античных источников “Божественной комедии” наибольшую роль сыграла “Энеида” Вергилия, где описывается, как Эней спускается в Тартар с целью увидеть своего покойного отца.
В поэме чувствуется удивительное поэтическое мастерство Данте, не имеющее себе равных в мировой литературе.
Он обладал уникальной способностью с помощью нескольких штрихов создать образы, глубоко отличающиеся друг от друга между собой. Все его персонажи конкретны и индивидуальны, и это усиливает ощущение их реального существования. В “Божественной комедии” ярче всего проявилась противоречивость характера поэта и его творчества; здесь сильнее всего ощущается переходность той эпохи, в которую она было написана. Религиозные тенденции тесно переплетаются в ней со средневековыми устремлениями. Особенно важную роль в этом играют аллегории, которыми пронизано все произведение. Каждый момент в нем истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и других.
Читая произведение, мы поражаемся тому, каким богатством художественных форм пользуется автор: каждая из частей поэмы имеет свой фон, свою окраску. Так, в “Аду” преобладают мрачные тона, зловещие краски, мистическое сочетание красного и черного цветов, что наполняет душу ощущением чего-то страшного, тревожного, неотвратимого. В “Чистилище” этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Здесь в основном присутствуют голубые, зеленые, золотистые цвета; появляются детали живой природы – море, скалы, луга, деревья. И уж совсем иная окраска “Рая”, где мы видим вокруг блеск и прозрачность. Тут все наполнено волшебным светом, гармонией и мелодичностью. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, пробудить стремление к лучшему. Но в ярком тоне “Рая” он вовсе не желает показать прелести жизни после смерти, он призывает людей создать эту жизнь на земле. Стараясь придать еще большую убедительность своей идее, Данте прибегает к сильному, энергичному языку. Он не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно “хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все Другие кручи”.
Характерно и то, что поэма написана народным языком, так как Данте стремился быть понятым самым широким кругом читателей. И он в полной мере достиг своей цели. Его произведение сразу же приобрело огромную популярность в народе, а впоследствии многие великие деятели уверенно причисляли “Божественную комедию” к шедеврам мирового искусства, в которых, по словам А. С. Пушкина, “план обширный объемлется творческою мыслию”.
Главный герой “Божественной комедии” – сам Данте. Поэт путешествует по “трем мирам” христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя – Иисуса Христа.
Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней. Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.
Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.
Основное чувство, которое испытывает рассказчик, – страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить “мир теней”. Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.
Части поэмы “Чистилище” и “Рай”, продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: “Любовь, что движет солнце и светила”. Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.
Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов “классического” средневековья, автор “Божественной комедии” верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.
“Величественным сооружением” назвал “Божественную комедию” один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали “Ад”, “Рай” и “Чистилище”, создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками “Божественной комедии”. И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя. “Божественная комедия” не стареет. “Запас прочности”, вложенный в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры:
– Земную жизнь пройдя до середины,
– Я очутился в сумрачном лесу.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Компьютерное обучение педагогика.
Сейчас вы читаете: Тема сочинения “Божественная комедия” и ее герои