Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского
Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С. Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник») и Н. В. Гоголь («Шинель»). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое
В творчестве обоих писателей можно повстречать героев, похожих гоголевскому Акакию Акакиевичу. Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала («Смерть чиновника»), Липа («В овраге»), Катерина Ивановна и Лизавета («Преступление и наказание») одинаково бесправны и угнетены. Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи
Какое страдание испытывают «маленькие люди»? Что является причиной этих страданий?
«Маленькие люди» Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей. А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося совершать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны. Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину — бедность, то есть социально детерминированы.
Мучения героев Чехова имеют иные причины. Так, ямщик из рассказа «Тоска» не может поделиться своим горемс окружающими, его никто не хочет слушать. Липа страдает от бессилю и кротости, а потом и от безнаказанности убийцы своего ребенка. Учитель греческого Беликов болен своим прямо-таки маниакальным страхом «а как бы чего не вышло». Он боится нарушить закон и не угодить политическая элита имущим. В конечном счете страдания «маленьких людей» в творчестве Чехова вызваны жестокостью и бесчеловечностью окружавшей реальности, которые подчас приводят более того к душевной болезни (вспомним Громова и Рагина из рассказа «Палата № 6»).
Герои Достоевского не одиноки. Они находят некоторое утешение в 482
Общении товарищ с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета сообща утешаются чтением Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный товарищ Разумихин.
У Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять. Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает. Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким. Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давнехонько уже умерло. Жива единственная страсть — «копить деньги». Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча.
«Слабые мира сего» из романа «Преступление и наказание» имеют отнюдь не маленькие души. Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего. Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием. Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.
В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые совсем не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример — герой рассказа «Толстый и тонкий». Разве может активизировать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более рослый чин. Тако
Му герою Чехов отказывает в сочувствии.
Как видим, в творчестве двух писателей тема «маленького человека» раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная — нищета.
Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их добросердечный мир узок, порой и совсем отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт — как раз тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ «Ионыч»). Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.