Попрыгунья – характеристика литературного героя

ПОПРЫГУНЬЯ – героиня рассказа А. П.Чехова “Попрыгунья” (1892), Ольга Ивановна Дымова, жена Осипа Дымова. Реальные прототипы: С. П.Кувшинникова, хозяйка известного в Москве литературно-артистического салона, художник Рябовский – И. Левитан.
Литературные прототипы обнаружить сложнее – так конкретна и в то же время неуловимо-узнаваема героиня. Исследователи, как правило, сравнивают ее с другой чеховской героиней – Душечкой, отмечая сходство имен и разность природы. Портрет П. – почти шарж, почти пародия. Но за этим “почти”, как и в “Душечке”, – драма. В образе П. писатель продолжает художественное исследование особого, достаточно пестро и разнообразно им представленного женского типа, на одном полюсе которого созданные в откровенно пародийном духе “дамочки”: Наталья Михайловна из рассказа “Длинный язык”, которая сама на себя “донесла”, развлекая мужа рассказами о крымском отдыхе (“Даже во время. в самых патетических местах я ему говорила: “А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!”), или болтливая жена Шипучина из водевиля “Юбилей”. На другом полюсе – череда порочно-влекущих, неотвратимо-притягательных, пронзительно-женственных героинь: Ариадна (“Ариадна”), Нюта (“Володя”), Ольга Ивановна (“Доктор”), Сусанна (“Тина”). В этих

образах просматривается принципиальная для творчества Чехова тема женской “инакости”, непонятной и враждебной мужской и мужественной природе, вызывающей подчас почти физическое отвращение, признаки которого обнаруживаются уже в раннем юмористическом рассказе “Мои жены: Письмо в редакцию Рауля Синяя борода”. Этот женский тип трудноопределим, но среди его непременных свойств – неуловимая под-ловатость, легкая, без особой необходимости лживость, хищная способность намертво привязывать к себе сложным чувством, сочетающим любовь и ненависть. Такая героиня никогда никого не любит. П. близка этой “породе”. По словам Л. Н.Толстого, и после смерти мужа, которого так горько оплакивает в финале со словами: “Прозевала!”, она будет вести себя так же. Но П. – существо глубоко несчастное. При явной поверхностности, эгоистичности, она лишена корыстолюбия, в ней нет мелкой расчетливости. П. – насколько умеет – искренне любит мужа, врача Дымова. Но в ее системе ценностей такой человек – добрый, добросовестный, честный, занимающийся скучным, обыденным трудом, – безнадежно проигрывает в ярком мире артистов и писателей. П., сама не лишенная художественных способностей, влюблена в атмосферу этого мира, она не только дружит с его выходцами, но и немного музицирует, пишет красками, играет на сцене. В грустные минуты она горюет о недостатке подлинности своей натуры. Вернувшись после “падения” (путешествия по Волге с Рябовским), она переживает одну из таких минут, испытывая стыд и боль. И после смерти мужа, заразившегося от больного дифтеритом, она плачет не потому, что “не на того поставила”, не потому, что “прозрела”, а потому, что с новой, обостренной болью ощущает свою никчемность и – конечность.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


The levels of language.
Сейчас вы читаете: Попрыгунья – характеристика литературного героя