«Что делать?» Н. Г. Чернышевского — произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция, вышедшая из разночинцев. Это были настоящие люди дела, пытавшиеся завоевать счастье для людей в битве с существовавшими незаслуженными социальными устоями. Они любили трудиться, страстно были увлечены и преданы науке, их моральные идеалы благородны и возвышенны. Эти люди создают личные взаимоотношения на обоюдном доверии и уважении. Разночинцы не испытывают сомнений в борьбе, не уходят от трудностей, ведут битву за идеал ясного и светлого будущего, за наилучшую жизнь. В их среде четко вырисовывается личность «особенного человека» Рахметова. Наверняка, стремясь веско обосновать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна в самом деле люди ординарные, обыкновенные, Чернышевский вводит персонаж титанического героя Рахметова, которого сам считает выдающейся и незаурядной личностью и именует необычным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Подобных людей чрезвычайно немного: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят все человечество, страдают от всякой совершающейся несправедливости, чувствуют в собственной душе огромное горе — плачевное прозябание миллионов людей и предаются выздоровлению от данного недуга со всем своим пылом.
Рахметов стал подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: «Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению...

оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни». Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.
Рахметов учится и работает у себя на Родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.
Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий х



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рахметов — «особенный» герой романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»