Общество будущего у Н. Г. Чернышевского


О будущем написано много. Книги, рассказывающие о нем, пользуются успехом у читателей: ведь каждому интересно узнать о той жизни, которая его, по-видимому, ожидает.
В зависимости от взглядов самого писателя (политических, эстетических, философских) на дальнейшее развитие общества, картины будущего подчас резко отличаются одна от другой. Именно это различие мы видим в романах Н. Чернышевского Что делать? и Е. Замятина Мы.
По своим взглядам Н. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он свято верил, что грядущая, так ожидаемая им революция создаст предпосылки для построения – нового, светлого, прекрасного общества будущего. Он верил в то, что будет достигнуто всеобщее счастье и равенство. Именно поэтому будущее, которое он описал в своем романе, прекрасно. В четвертом сне Вера Павловна попадает в страну-мечту, где все живут, как лучше кому жить, где каждому полная воля, вольная воля. В этом мире царят красота и гармония. Их дома стоят среди нив, лугов, садов и рощ; эти дома великолепнее дворцов, и каждый дом это громадный зимний сад. Трудолюбивые жители этой страны даже горы одели садами. Труд стал потребностью, в нем люди находят радость. Помогают им созданные их же руками умные машины. Рама из стекла и алюминия тоже результат технического прогресса. А главное люди относятся к друг другу с любовью и пониманием, уважают чувства друг друга, они воспитаны


так, что без свободного влечения обоих любящих ни один из них не имеет светлого упоения. Людей отличает высокая духовность: они занимаются ваянием, слушают прекрасную музыку, прекрасно танцуют, тонко чувствуют красоту. Прекрасный, утопический мир!
Е. Замятин в своей антиутопии Мы рисует будущее мрачными красками. Описывая общество, где поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он стремится предупредить людей о том, что технический прогресс без соответствующих нравственных законов может принести страшный вред. В его Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о добре и зле, отрицается творческое начало в человеке, ценность человеческой личности. Это государство представляет собой огромный механизм, который работает в точном соответствии с расписанием, запрограммированным Скрижалью, а люди в этом обществе это мелкие винтики, на которых держится конструкция. Все эти винтики лишены человеческого я, у них нет даже собственных имен, только нумера (Ну чем не концлагерь?). Живут они в своих одинаковых домах-коробках, отделенные от природы Зеленой Стеной. В этом тоталитарном государстве не привыкли считаться с мнением каждого, здесь правит Благодетель. Счастье здесь считают приятно-полезной формулой. Блаженство и зависть для жителей Единого Государства числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. В борьбе за счастье Единое Государство повело наступление против. любви, поскольку любовь считается главной причиной людской зависти, мешающей общему счастью. Провозглашая Les sexia Lis, здесь считают, что любовь побеждена, и все пришли к математически правильному значению счастья.
Сравнивая картины будущего у Чернышевского и Замятина, мы видим, что люди Замятина жертвы. Жертвы злой воли Благодетеля, они не имеют права чувствовать, любить, думать о возвышенном, творчески трудиться из-за того, что у них отняли свободу и сделали это при помощи совершенно уникальной и удивительной техники. А в понимании Благодетеля свобода зло.
Люди будущего у Чернышевского все.счастливые красавцы и красавицы, ведущие жизнь труда и наслаждения. Будущее из сна Веры Павловны это добрая мечта о прекрасном мире, в котором хочется жить всем.
Но, я уверена, никто не согласился бы жить в Едином Государстве, где научно-технический прогресс сопровождается нравственным упадком.
Очень хочется верить, что и будущее нашей страны окажется светлым и прекрасным, только нужно очень хотеть этого и помнить слова Чернышевского: Будущее. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Жанры эпохи средневековья.
Сейчас вы читаете: Общество будущего у Н. Г. Чернышевского