Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы Как жить? и Что делать? никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о проблемах совершенствования личности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки. Своих героев они наделяют недюжинным умом,
который возвышает их над толпой, но часто делает и несчастными, потому что в то время, когда жизнь полна противоречий, сложен становится и процесс развития личности, если это личность думающая, сомневающаяся, ищущая. Тип сомневающегося интеллигента один из сквозных образов русской литературы. Онегин скучает, видя, как пуста жизнь окружающих, но и сам теряет способность выходить за пределы сложившегося в нем мира, становясь не умеющим чувствовать эгоистом. Рефлексирующего Печорина Лермонтов называет героем своего времени. Время не дает человеку возможность действовать, найти приложение своим силам необъятным. Печорин
постоянно находится в поиске, но поиск этот не ведет к конкретной цели, это поиск человека скучающего, а потому сводится к запланированному риску. Впрочем, этот поиск можно назвать поиском нравственным, Во он не направлен на обретение идеала или смысла жизни, это, скорее, попытка экспериментально установить, что есть добро, а что есть зло, дабы избавиться от скуки, а не для того, чтобы утвердить добро в жизни. Онегин и Печорин становятся лишними людьми, но остаются при этом героями времени, отражая его характерные черты. Мыслящий интеллигент становится и героем переходного времени, отраженного в романах Гончарова и Тургенева. Обломов близок автору тем, что ему присуща потребность сомневаться во всем, что он видит, но этот герой доводит идею бездействия дворянской интеллигенции до абсурда. Его искания полностью перешли в сферу внутреннего мира, а время уже требует действия. Противопоставлен Обломову Базаров, разночинец, герой нового времени. Он, напротив, человек дела, не способный ставить свои убеждения под сомнение, а потому может лишь разрушать старое, не создавая новой эстетики. Не случайно Тургенев лишает Базарова нравственных исканий, зато наделяет ими интеллигента-дворянина Лаврецкого, героя романа Дворянское гнездо. Причисляя Лаврецкого к лишним людям, Добролюбов отмечал особое место героя Тургенева в этом ряду, потому что драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека. . Нравственный поиск Лаврецкого основан на том, что он осознает необходимость действия, но главным считает разработку смысла и направления этого действия. Иначе смотрит на разночинную интеллигенцию Некрасов. Именно с общественно-литературной деятельностью Добролюбова, Чернышевского и других революционных демократов связывает поэт надежды на освобождение и пробуждение народа. Основой жизни для этих людей становится жажда подвига, их нравственные искания сопряжены с идеей хождения в народ. Сеятель знанья на ниву народную становится новым положительным героем лирики Некрасова. Он аскетичен, готов к самопожертвованию. В определенном смысле интеллигенты Некрасова близки Рахметову из романа Что делать?. Он принадлежит к типу кающегося дворянина, который ощущает свою кровную связь с дворянской культурой, но стремится порвать с ней. Он осуществляет идеал хождения в народ, мечта о котором свойственна героям Толстого, а его нравственные искания связаны с идеей отказа от личного счастья во имя счастья общего. Толстой писатель дворянской культуры, но проблема нравственного поиска героя-дворянина связана у него с общим пониманием хода исторического процесса и критериев оценки личности. Эпопея Война и мир рисует духовные искания лучших и наиболее тонких интеллектов на фоне больших нравственно-практических решений, которые принимает народ, выражающий свои убеждения стихийно, через поступки. Без усвоения нравственного опыта народа человек современной высокой духовной культуры оказывается бессильным перед лицом хаотической действительности, особенно в те моменты истории, которые можно назвать катастрофичными. Этическая система дворянской интеллигенции основана на вере в разумную природу человека, а потому распадается, будучи не в состоянии объяснить, к примеру, войну, которая воспринимается как явление, противоречащее разумному прогрессу. Не имея возможности в рамках этого сочинения подробно рассмотреть ход процесса нравственных исканий главных героев романа Война и мир, укажу лишь на смысл этих исканий. И Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят путь к осознанию того, что их жизнь песчинка в море человеческих жизней. Андрей воплощение идеала аристократизма, того типа дворянина, который устарел для общества 60-х годов. Финал его исканий смерть как единственная возможность любить всех и не любить никого. Пьер гораздо ближе Толстому как герой современный, актуальный. Он более демократичен, прост, но также наделен активным ищущим разумом. Финал исканий этого героя максимальное сближение с роем, выросшее из осмысления тяжелых испытаний. Решающее влияние на Пьера оказывает Платон Каратаев, за словами которого стоит обобщение многовекового опыта народа. Ищущий интеллигент-мыслитель Раскольников, герой романа Достоевского Преступление и наказание, ненавидит зло и не желает с ним мириться. Герой берет на себя непосильную задачу мстить обществу. Колоссальность этой задачи и осознание неспособности людей поддержать его протест приводят героя к гордыне. Кровавый эксперимент Рас-кольникова уже описанная в русской литературе попытка проверить свою теорию на практике, что должно стать обоснованием исканий. Достоевский видит опасность, которую несут в себе искания, опирающиеся на негуманную идею, лишенную нравственной основы. Конечно, пути и цели нравственных исканий каждого из героев, упомянутых в сочинении, могли бы стать предметом отдельной большой работы. Отмечу лишь одно: все писатели XIX века отчетливо осознавали важную роль интеллигенции в жизни общества и поднимали вопрос ответственности интеллигента-мыслителя перед своим народом, перед людьми вообще.