«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни.» (по повести В. Быкова «Карьер»)
Повесть «Карьер» принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема Великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»). Этому же периоду в истории нашего государства были посвящены и более поздние произведения, например, повесть «Полюби меня, солдатик.», опубликованная в 1996 году.
Внимание писателя к этой теме объясняется тем, что война, по его мнению, с особой остротой обнажает в человеке
У большинства произведений В. Быкова заголовок несет идейную нагрузку. Не является исключением и повесть «Карьер». На первый взгляд может показаться, что заголовок связан лишь с местом действия. Ведь именно в карьере, спустя многие годы (действие происходит в наше время), ведет раскопки главный герой — участник войны Павел Петрович Агеев. Он старается узнать правду о том, что случилось здесь в годы Великой Отечественной войны. Но слово «карьер» символично — это пропасть, разделяющая
Произведение получает философское звучание. Оно не ограничено одной темой: здесь и глубокие раздумья автора о смысле жизни, и рассказ о разных человеческих судьбах и характерах, и рассуждение о долге солдата, и полное лиризма повествование о красивой, но трагической любви, и размышление о взаимоотношениях отцов и детей, и попытка разрешить проблему, зачем нужно помнить о событиях, давно ставших историей.
В произведении несколько временных пластов. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор, является прием ретордации: в произведении много монологов героев, в которых они рассказывают о своей жизни. Это позволяет читателю заглянуть в прошлое, найти объяснение тому, что происходит сейчас.
И все-таки основа повести — рассказ о том, что происходит в маленьком городке, захваченном фашистами. Война — всеобщая трагедия. Тесно переплетая судьбы людей, она меняет их: кто-то начинает видеть в каждом прохожем врага, а для кого-то любой соотечественник становится близким человеком, которому можно доверять, которого нельзя бросить в беде.
Раненый Агеев, выйдя из окружения, находит приют в доме Барановской. В образе этой женщины автор показал по-настоящему сильный характер. Ее убеждения не могут измениться, потому что они выстраданы, незыблемы. Она попадья. Но ее взгляды лишены религиозного фанатизма: «Верить в бога — вовсе не значит прилежно молиться или соблюдать обряды. Это скорее — иметь бога в душе. И поступать соответственно. По совести, то есть по-божески». Ее доброта, вера в лучшее противопоставлены жестокости и разрушительной силе войны. Барановская уверена, что «людей надо делить не по сословной и классовой принадлежности, не по профессиям и должностям, а на добрых и злых и что на одного доброго в жизни приходится десять злых». У этой пожилой женщины трагическая судьба. Она потеряла единственного сына. Но горе не ожесточило ее сердца. Душа Барановской открыта для людей. Попавшему в трудную ситуацию Агееву она помогает и относится к нему, как к сыну.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе этой женщины, автора больше волновало то, какую роль она сыграла в жизни главного героя: благодаря ей Агеев понял, что людям надо доверять, что человек должен о ком-то заботиться. Возможно, поэтому и встречает Павел свою настоящую любовь. «Она была худенькая, среднего роста, с коротко стриженными светлыми волосами, в выгоревшем на солнце сарафане, с обнаженными до плеч руками,»- так описывает автор Марию в день их знакомства. В портрете девушки что-то детское, наивное, незащищенное. Любовь, вспыхнувшая в душе Павла, стала смыслом его существования. Она помогает ему по-новому увидеть мир, окружающих его людей. Яркое, неожиданное чувство преображает главного героя: «она заронила в его омраченную душу» желание выжить. «Оба они словно забыли, где находились, забыли, что в мире шла большая война и какая опасность угрожала каждому». Самое главное теперь для Павла -найти выход из сложившейся ситуации, «спасти ее и себя от вплотную надвигающейся колесницы уничтожения». Они стараются не говорить о будущем, о том, что их ждет завтра. Но от реальности не уйти: идет война, и Агеев, как солдат, обязан выполнить свой долг перед Родиной. Автор ставит своего героя перед сложным выбором.
Чтобы установить связь с партизанами, кто-то из них двоих вынужден пойти на станцию, а значит, подвергнуться смертельному риску. Раненый, он сразу вызовет подозрение полиции, а отправить Марию он боится. Ситуация осложнена и тем, что Мария ждет ребенка. Агеев медлит, «отодвигая тот самый последний момент, когда перерешить будет уже поздно». И все-таки выбор сделан: на задание отправится Мария. Василь Быков не дает нам точного ответа, что произойдет с девушкой: будет расстреляна вместе со всеми попавшими в руки фашистов партизанами или ей удастся чудом спастись. Для него важно другое: как поведет себя Павел Агеев, взявший на себя ответственность за принятое решение. Волей судьбы Агеев выживет. Пройдут годы. Многие события, произошедшие в жизни героя повести, зарубцуют боль прошлого, но память, совесть приведут его к тому карьеру, где в годы войны были расстреляны его товарищи. И с немым упорством он будет искать ответ на вопрос, что же произошло тогда, лежит ли на нем вина за смерть любимой женщины и их еще не родившегося ребенка.
Композиционно произведение построено так, что временные пласты перемешаны, действие происходит то в прошлом, то в настоящем. Это позволяет автору поднять еще одну проблему: взаимоотношение отцов и детей. Агеев в жизни одинок, несмотря на то что у него есть семья. Жена почти ничего не знает о его прошлом, сын «поинтересовался как-то его наградами и, когда отец показал ему орден Красной Звезды, презрительно хмыкнул: у родителя его друга, служившего в годы войны в большом штабе, было пять орденов.» Сын Павла Петровича не может понять отца, по его мнению, «не стоит бередить зажившие раны». Он убежден, что в поступках Агеева старшего «нет логики». И действительно, что можно изменить сегодня, спустя полвека? Автор, казалось бы, не дает ответа и на этот вопрос: ведь разгадка не найдена. Но всем повествованием В. Быков утверждает: «За все надо платить — за хорошее и плохое, которые так крепко повязаны в этой жизни». Муки совести — наказание герою за то, что за свою жизнь он » заплатил ЕЮ» за это и «был жестоко наказан, потому что ОНА была послана ему для счастья, а не для искупления». Наверное это еще одна разгадка того, что же влечет Агеева в прошлое: он ищет свое утраченное душевное равновесие, право на счастье. Найдет ли?.