Сюжет повести Быкова «Облава»
В. Быков. «Облава». Писатель В. Быков — участник Великой Отечественной войны. После окончания службы в армии в родной Белоруссии он работал в областной газете, а потом занялся литературным творчеством. Тема войны — основная тема в его творчества. Большую известность получили такие его повести, как «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Сотников», «Карьер». В последние годы писатель обратился к теме драматических тридцатых годов. Повесть «Облава» относится именно к таким произведениям. Действие происходит в
От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрел молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался за счет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его
Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала свое черное дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего. Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь — в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы.
Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернется к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью. Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому прокатилось «красное колесо» сталинских преобразований. Книга написана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понесшему огромные жертвы во имя ложных идеалов. Макс.
Хведора постоянно мучает один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын отрекается от отца. Это больно, но главное несчастье Хведора в том, что он в своей деревне — изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорен, а дом и прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом! И душа Хведора страдает из-за ощущения бесхозности, из-за того, что его работа ушла в никуда, и людям не послужила. По сути, Хведор, наказан судьбой и советской властью за свое трудолюбие и упорство. Есть в повести полный антипод Хведора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь, завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих односельчан, их горю. И таких
Советская власть если не жалует, то, по крайней мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и «полезный человек»: помогает найти и уничтожить врага советской России.
В «Облаве» прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это стало понятным теперь.
Обсуждать и анализировать политику — дело историков; пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что — замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не имеет смысла.
«Облава» В. Быкова проникнута беспокойством, болью о русском крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего российского крестьянства, верой в то, что все худшее временно, не долговечно.