Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем лите­ратуры XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности — тема войны оста­валась порой единственным островком под­линности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указа­ниям «свыше», должны были

отражать борь­бу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало ска­зать ее до конца.
Сегодня ясно, что невозможно понять со­бытия тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовали страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулачества как клас­са» не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.
Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова «Знак бе­ды». Книга стала этапной в творчестве бело­русского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже класси­кой литературы
XX века: «Обелиск», «Сотни­ков», «Дожить до рассвета» и другие. После «Знака беды» творчество писателя обретает новое дыхание, становится более историч­ным прежде всего в таких произведениях, как «В тумане», «Облава».
В центре повести «Знак беды» — также че­ловек на войне. Но не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими ста­риками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В хате появляются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В. Быко­вым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя уни­жать — вот в чем сила сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по кро­хам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя чело­веком, никогда уже не станет скотом» — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот харак­тер, — он размышляет о его истоках.
Необходимо задуматься о смысле названия повести — «Знак беды». Это из стихотворения
A. Твардовского, написанного в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак беды.» То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о котором пишет В. Бы­ков. Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрач­ках», поверила в новую жизнь, одной из пер­вых записалась в колхоз — недаром называ­ют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она ис­кала и ждала, в этой новой жизни. Когда тре­буют новых раскулачиваний, опасаясь по­дозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные
Слова незнакомому мужчине в черной кожан­ке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?» Не раз еще пытается вмешаться она в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправ

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)