Знакомство Ивана Бездомного с Мастером

Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова “Мастер и Маргарита” является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.
Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи “ужасно не нравят­ся”. Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле “чудовищны”. Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе. Проблема выбора – одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.
Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.
Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение – это обстановка полной творческой свобо­ды: “совершенно отдельная квартирка. маленькие оконца над самым тротуарчиком. Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен. и в печ­ке. вечно пылал

огонь”. Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.
Называя Мастера “мастером”, Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово “мастер” он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.
Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что “всю жизнь лю­бил именно эту женщину”. Любовь поразила обоих ге­роев, как “поражает молния”, как “поражает фин­ский нож”. Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. “Она сулила славу, она подгоняла его”, она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.
Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его “жизнь кончилась”, случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.
“Древние” главы романа “Мастер и Маргари­та”,- утверждает литературовед Л. М. Яновская,- лучшие страницы, написанные Булгаковым,- роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко”. Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.
В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. “Мастер – лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,- отмечал исследователь Н. П. Утехин,- отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя”




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема любви в поэзии серебряного века.
Сейчас вы читаете: Знакомство Ивана Бездомного с Мастером