Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Из романа «Мастер и Маргарита»
Одна из «вечных», неразрешимых проблем человечества — это проблема добра и зла, понятие вечных и неразделимых. Пока живы дух и сознание человека, идет непрерывная борьба этих двух нравственных принципов. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга — все это единое целое, что называем мы одним словом — добро. Конечно, людям свойственно ошибаться, но как тяжело ощущать ошибки других на себе! Ведь все поступки, совершенные

вопреки голосу совести, и есть то зло, которое стоит у нас за спиной всю жизнь. Все равно, рано или поздно приходится отвечать за то, как ты прожил свою жизнь. Совесть не оставит наши грехи без наказания. Это лишь вопрос времени, но изменить что-либо будет уже невозможно. Добро всегда беззащитно перед злом. Оно обычно встает в бой в одиночку «против бесконечной орды» зла. И все же светлое всегда оказывается на ступень выше темного, какая бы цена за этим ни стояла. Добро освещает жизнь человека, и чем больше его в жизни, тем светлее и радостней сама жизнь. Взаимоотношения этих двух нравственных категорий волновало
писателей на протяжении всех веков. Но самой яркой книгой, на мой взгляд, раскрывающей борьбу света и тьмы, черных туч и огня, является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение проникнуто поисками истины и справедливости. Добро в нем представлено одной из ярчайших личностей романа — Иешуа. Главное его достоинство в том, что он способен любить людей, даже тех, от которых исходит грубость и насилие. Для Иешуа не существует злых людей. Терпя унижение и предательство, герой Булгакова не становится жестоким. Его дорога трудна и опасна. «Но не пристало отрекаться от того, что сделано во имя истины», — считает Иешуа. Главное оружие его — слово, которым можно изменить мир к лучшему. Отречься от своих идеалов для Иешуа — значит бесследно сгинуть в пыли эпох.
Антиподом Иешуа можно назвать Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Но все же в Понтии Пилате сохранилось что-то человеческое. Какаято непонятная сила притягивает его к бродячему философу, так как он понимает, что в Иешуа скрыта огромная духовная сила, способная творить чудеса. В отличие от игемона, Иешуа видит добро в справедливости и пытается привить эти взгляды Понтию Пилату. Тот же живет совсем по другим законам. Для игемона мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Он прекрасно понимает, что Иешуа не мог призвать народ к насилию, ибо это противоречило его принципам. Но в самый ответственный момент в угоду власти Понтий Пилат переступил через черту морали, оказавшись предателем. Ведь только он виновен в гибели Иешуа. Игемон не осмелился бросить вызов несправедливости, и в этом его главная вина. Но расплата всегда находит человека, и невозможно скрыться от нее. Не остался без наказания и Понтий Пилат. Он собственноручно обрек себя на страдания, хотя у него был выбор. Никогда не стоит забывать, что ответственность за свою жизнь находится у тебя в руках, иначе это может привести к духовной смерти. Много лет спустя путь Иешуа повторил главный герой романа — Мастер. Он написал книгу о Понтии Пилате, книгу о вечном противоречии двух сил, которые правят миром. Но, как часто бывает, талант Мастера не был замечен, и он прослыл бездарным писателем. Духовный мир Мастера раскрыт в его героях. Образ Иешуа это, в общем-то, образ Мастера. Он противостоит людям бездарным и некомпетентным, которые своими книгами несут безверие — самое страшное в сегодняшней жизни. Мастер поставил перед собой задачу вернуть народу его веру. Но таким, как Мастер, нет места в мире. Кроме Маргариты, никто не поддерживал его в трудных поисках истины. Внутренняя усталость Мастера сделала свое дело.
Сумасшедший дом — вот где пытается найти спокойствие душа Мастера. Ошибка его в том, что он свернул с намеченной дороги. Идеи добра никогда не победят, если отказываться от борьбы. Не Бог, сам дьявол дал ему то, о чем он так долго мечтал — спокойствие. Только спокойствие, а не рай. Есть в этом романе еще один интересный образ, который нельзя не рассмотреть, исследуя проблему добра и зла. Это Воланд. Кто он? На мой взгляд, он послан на землю обличать пороки людей: жадность, корысть, хамство. Воланд приводит нас к выводу: за много лет люди совсем не изменились. Зло сидит в самом человеке. Люди погрязли в пороках. Кульминацией событий, творящихся по воле Воланда в Москве, является Бал. Здесь собираются негодяи всех веков: убийцы, насильники, государственные изменники. Таких людей хватало всегда и во все времена. Их и обнажает Воланд.
Он является художественно переосмысленным образом Сатаны. Но все же мне кажется, что Воланд — это олицетворение вечности, бесконечности времени, которое всех рассудит, всех расставит по местам, каждому воздает по заслугам. Воланд — это то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Ведь зло намного активнее в своих черных делах. Но всегда, в любой исторический период находятся личности, подобные Иешуа, Мастеру, которые не боятся бросить вызов судьбе. Жизнь таких людей коротка и трагична, но именно от них зависят моральные устои общества. Булгаковская трактовка ответственности человека за свой выбор дает нам возможность по-новому осмыслить свою жизнь, себя в мире вечной борьбы добра и зла, любви и ненависти, свободы и насилия. Начинаешь понимать, что все в мире относительно, кроме истин, которые проповедовал Иешуа. Только они непреходящи! Счастлив тот, кто поймет это как можно раньше! М. А. Булгаков и его герои убеждают: каким бы трудным ни было время, каким бы жестоким ни были обстоятельства, путь к истине всегда один — верность божественному дару, имя которому — совесть.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)