Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Из романа «Мастер и Маргарита»
Одна из «вечных», неразрешимых проблем человечества — это проблема добра и зла, понятие вечных и неразделимых. Пока живы дух и сознание человека, идет непрерывная борьба этих двух нравственных принципов. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга — все это единое целое, что называем мы одним словом — добро. Конечно, людям свойственно ошибаться, но как тяжело ощущать ошибки других на себе! Ведь все поступки, совершенные
Антиподом Иешуа можно назвать Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Но все же в Понтии Пилате сохранилось что-то человеческое. Какаято непонятная сила притягивает его к бродячему философу, так как он понимает, что в Иешуа скрыта огромная духовная сила, способная творить чудеса. В отличие от игемона, Иешуа видит добро в справедливости и пытается привить эти взгляды Понтию Пилату. Тот же живет совсем по другим законам. Для игемона мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Он прекрасно понимает, что Иешуа не мог призвать народ к насилию, ибо это противоречило его принципам. Но в самый ответственный момент в угоду власти Понтий Пилат переступил через черту морали, оказавшись предателем. Ведь только он виновен в гибели Иешуа. Игемон не осмелился бросить вызов несправедливости, и в этом его главная вина. Но расплата всегда находит человека, и невозможно скрыться от нее. Не остался без наказания и Понтий Пилат. Он собственноручно обрек себя на страдания, хотя у него был выбор. Никогда не стоит забывать, что ответственность за свою жизнь находится у тебя в руках, иначе это может привести к духовной смерти. Много лет спустя путь Иешуа повторил главный герой романа — Мастер. Он написал книгу о Понтии Пилате, книгу о вечном противоречии двух сил, которые правят миром. Но, как часто бывает, талант Мастера не был замечен, и он прослыл бездарным писателем. Духовный мир Мастера раскрыт в его героях. Образ Иешуа это, в общем-то, образ Мастера. Он противостоит людям бездарным и некомпетентным, которые своими книгами несут безверие — самое страшное в сегодняшней жизни. Мастер поставил перед собой задачу вернуть народу его веру. Но таким, как Мастер, нет места в мире. Кроме Маргариты, никто не поддерживал его в трудных поисках истины. Внутренняя усталость Мастера сделала свое дело.
Сумасшедший дом — вот где пытается найти спокойствие душа Мастера. Ошибка его в том, что он свернул с намеченной дороги. Идеи добра никогда не победят, если отказываться от борьбы. Не Бог, сам дьявол дал ему то, о чем он так долго мечтал — спокойствие. Только спокойствие, а не рай. Есть в этом романе еще один интересный образ, который нельзя не рассмотреть, исследуя проблему добра и зла. Это Воланд. Кто он? На мой взгляд, он послан на землю обличать пороки людей: жадность, корысть, хамство. Воланд приводит нас к выводу: за много лет люди совсем не изменились. Зло сидит в самом человеке. Люди погрязли в пороках. Кульминацией событий, творящихся по воле Воланда в Москве, является Бал. Здесь собираются негодяи всех веков: убийцы, насильники, государственные изменники. Таких людей хватало всегда и во все времена. Их и обнажает Воланд.
Он является художественно переосмысленным образом Сатаны. Но все же мне кажется, что Воланд — это олицетворение вечности, бесконечности времени, которое всех рассудит, всех расставит по местам, каждому воздает по заслугам. Воланд — это то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Ведь зло намного активнее в своих черных делах. Но всегда, в любой исторический период находятся личности, подобные Иешуа, Мастеру, которые не боятся бросить вызов судьбе. Жизнь таких людей коротка и трагична, но именно от них зависят моральные устои общества. Булгаковская трактовка ответственности человека за свой выбор дает нам возможность по-новому осмыслить свою жизнь, себя в мире вечной борьбы добра и зла, любви и ненависти, свободы и насилия. Начинаешь понимать, что все в мире относительно, кроме истин, которые проповедовал Иешуа. Только они непреходящи! Счастлив тот, кто поймет это как можно раньше! М. А. Булгаков и его герои убеждают: каким бы трудным ни было время, каким бы жестоким ни были обстоятельства, путь к истине всегда один — верность божественному дару, имя которому — совесть.