Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые привлекают и завораживают читателя. Иногда такие события носят чисто комический характер (достаточно вспомнить кота с гривенником, пытающегося оплатить проезд), но часто становится страшно, читая о проделках Воланда и его свиты (эпизод в кабинете Римского). Надо заметить, что с самого начала становится непонятно, что из описанных фактов — фантастика, а что нет; это переплетение создает
впечатление абсурдности всего происходящего. Главный вопрос романа «Мастер и Маргарита»: что есть истина? — задается именно Иешуа Га-Ноцри, о котором рассказывает Воланд, персонаж фантастический. Благодаря фантастике практически всегда выводятся главные темы произведений. Первым глобальным событием романа является смерть Берлиоза, сама по себе необыкновенная. Эта смерть является первым действием Воланда, первым его наказанием. Впоследствии Воланд, «носитель идеалов Христа», как ни абсурдно это звучит, будет, верша страшный суд в Москве, многих наказывать, некоторым будет давать возможность спастись.
Парадоксальность Воланда и его свиты заключается в том, что дьявол пытается помочь людям обрести Бога, то есть библейский образ дьявола переворачивается, его «полярность» меняется. Ну и, конечно, прямо связанный с Воландом и его деяниями сумасшедший дом тоже является фантастическим миром. Иванушка Бездомный именно там находит своего учителя, понимает правду, находит ответ на вопрос: что есть истина? Интересна такая деталь: Ивана до сумасшедшего дома называли Иван Бездомный, но как только он туда попадает, его псевдоним (Бездомный) как бы сам собой исчезает, потому что теперь у Иванушки есть дом. Получается, что сумасшедший дом является как бы храмом, местом, где люди могут обрести Бога. Я думаю, что все основные темы романа раскрываются и доводятся до конца большей частью с помощью фантастики. Мистика влияет и на философию, и на историю, и на быт, и вообще касается всех граней жизни. Например, во время своих фокусов Воланд видит мелочность, корыстолюбие московских жителей (достаточно вспомнить дам во время сеанса в Варьете, бросившихся за шляпками, туфельками на сцену, публику, которая ловила летящие с неба червонцы, и т. д.). Но апогеем волшебства Воланда является бал полнолуния. Это бал, в котором, кроме настоящих Маргариты и Наташи, все остальные гости и хозяева являются фантастическими персонажами, служит как бы зеркалом, он отражает попойки вечерами в МАССОЛИТе. Только отражением как будто бы живых людей являются мертвецы. Наверное, это не случайно, потому что члены МАССОЛИТа на самом деле мертвецы, им дан талант, а они пускают его в ход для того, чтобы получать путевки, отдыхать на дачах, пользоваться различными привилегиями. Говоря о таланте членов МАССОЛИТа, невольно на ум приходит самое начало романа: беседа Берлиоза с Иванушкой Бездомным. Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять Ивана на правильную дорогу, на самом деле использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога, он даже заставляет Ивана в написанной им антирелигиозной поэме усилить отрицание Бога, ярче показать, что Бог — всегда лишь выдумка. И тут приходит седьмое доказательство Воланда. Мне кажется, что еще одним «фантастическим миром» является город Ершалаим. Конечно, этот мир тесно связан с Москвой, являющейся