Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Роман «Мастер и Маргарита» отличается сложностью и широтой морально-философской проблематики. В своем произведении Булгакову удалось соединить миф и реаль­ность, сатирическое бытописание и романтический сюжет. В романе можно выделить три плана, которые взаимосвя­заны друг с другом: реальный, библейский и фантастический. Понять это сложное произведение невозможно без учета культурно-исторического контекста. Обязательно нужно учитывать те литературные источники, на которые опирался М. Булгаков. Прежде всего, нужно обратиться к Библии,

к Евангелию.
В Новом Завете есть четыре Евангелия, четыре вари­анта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятый вариант жизни и смерти Иису­са Христа. Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом Христа, хотя сам Булгаков в романе никогда не ставит между ними знака равенства. И это справедли­во, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не сов­сем обычный. Но общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Подобно Христу, Иешуа, молодой странствующий философ, пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Как и
реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и пере­дает в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, ко­торый выносит странствующему философу смертельный приговор. Конечно, есть и существенные отличия между героями, которые касаются фактов их биографии. Может быть, главное отличие состоит в том, что учение, которое проповедует булгаковский герой, только отчасти напоми­нает евангельские проповеди Христа. Хотя оба героя ни­когда не отступают от своих взглядов.
В этом, местами реальном, а временами совершенно фантастическом романе исследуется актуальная проблема как двадцатого, так и двадцать первого века — проблема человеческого самоуправления, ответственности человека и человечества за весь «распорядок жизни на земле». Если человеческая жизнь действительно соткана из случайнос­тей, то может ли человек ручаться за завтрашний день, за свое будущее, может ли человек отвечать за других? Что же значит управлять собою, какой же человек способен к самоуправлению? Существуют ли какие-нибудь неиз­менные нравственные категории, или они все изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах — своеобразном идейном центре романа.
Именно в библейских главах (их всего четыре) Булга­ков пытается решить ряд важных морально-философских проблем. Писатель размышляет о выборе жизненных пу­тей, ведущих или к истине, свободе, или к рабству, пре­дательству, бесчеловечности. Разные взгляды героев на эти проблемы становятся причиной непонимания между Понтием Пилатом и Иешуа. Понтий Пилат, римский про­куратор, ценит истину, ум, но считает, что обстоятель­ства сильнее. Он обвиняет Га-Ноцри в том, что своими речами о вере и истине, о добре странствующий фило­соф нарушал порядок в Ершалаиме. Он вызывал тревогу у наиболее проницательных людей, стражей порядка, к которым по своему служебному положению принадлежал и Понтий Пилат. Иешуа верит, что человека можно из­менить к лучшему добром. Он считает, что в будущем все будут равны, власти одного человека над другим не должно существовать. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Он не хочет губить Иешуа, пытается склонить его к компро­миссу. Внутренне сам Понтий Пилат тоскует об истине. Он чувствует, что мир, уродливый и дисгармоничный, держится на цепях «веры» и «насилия». Но в конечном счете именно страх определяет выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необхо­димостью следовать его интересам. У Булгакова Пилат изображен не как кровожадный тиран, а как больной че­ловек, который проявил слабодушие, за что обречен на вечные муки. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на моральные страдания, от которых его может избавить только тот, кто их причинил, то есть Иешуа. От него Понтий Пилат в конце булгаковского романа полу­чает прощение, после чего его моральные страдания на­конец прекращаются.
Евангельский сюжет, изображенный М. Булгаковым в произведении «Мастер и Маргарита», обращен и к на­шей истории. Писателя тревожил вопрос: «Что есть истина: следование государственным интересам или ориен­тация на общечеловеческие ценности?». Выбор Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях тоталитар­ного режима человек может выжить, если руководствует­ся государственными интересами, а не своими нравствен­ными ориентирами. Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» несет огромный духовный заряд энергии и оптимизма. Следуя лучшим традициям русской класси­ки, Булгаков зовет к свету через тьму, утверждает силу добра и искусства.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)