Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
После дозы успокоительного лекарства Иван наконец-то смог успокоиться, немного подремать, а затем и обдумать ситуацию, в которой он оказался. Тут-то и началось его так называемое раздвоение. Иван начал разговаривать сам с собой, то ругая себя, то находя объяснение своим поступкам. Он больше не нервничал, и его нисколько не беспокоило то обстоятельство, что он беседует и даже спорит сам с собой. Значит, это раздвоение произошло под действием лекарства и не должно быть интересным ни для кого, кроме врача Ивана.
Но тогда Иван весь ушел быв себя
Оба эти Ивана изначально жили внутри одного человека и постоянно находились в дружеских отношениях.
Возвращаясь к первому знакомству с Иваном, мы находим подтверждение этому предположению. Внутри Ивана изначально живуг два человека. Первый Иван-сын своего времени. Атеист, материалист, человеке широкой душой, готовый жить только правильно, если кто-то, кого он уважает, подскажет правильный путь в ЖИЗНИ. Впервые мы встречаем Ивана именно тогда, когда главный редактор журнала объясняет ему, как надо мыслить и как надо правильно писать. Этот Иван постоянно готов к действию. Работу, которую ему поручил редактор, он выполнил в срок, чем удивил самого редактора, так как тот считал, что Иван будет работать в несколько раз дольше. Но Иван с материалистическим складом характера не задумывается над деталями. Его жизнь строится без штрихов, недомолвок и полутонов. Встретив незнакомого человека, он прежде всего старается установить его личность. И делает он это по правилам своего времени. Точно устанавливает, что человек — иностранец. Намеревается потребовать у него документы, но увидев, что человек сам показывает документы, Иван незаметно для себя раздваивается.
Здесь мы замечаем внутри жесткого материалиста другого Ивана. Это мягкий добросердечный человек. Глубоко в душе он убежден и в отсутствии истинного атеизма, и в том, что материальный мир невозможен без мира духовного. А в духовном мире должен быть покой и порядок. Этим и ие понравилась редактору антирелигиозная поэма Ивана. Он написал ее в традиционном стиле отношений русского человека и религии. Человек, родившийся и выросший в России, не может не верить в Бога.
После встречи с Воландом Иван пережил глубокий личностный конфликт, который и вызвал разделение двух сущностей, ранее мирно сожительствовавших внутри него. Материализм Ивана постоянно поддерживался человеком, весьма уважаемым им и другими членами организации, в которой они состояли. Вдруг опровергается каждое его слово. И мало того, совершенно незнакомый человек, проводит какие-то странные расчеты и предсказывает смерть Берлиоза. И смерть наступает в точно указанное время и именно такая, о которой говорил человек. Иван получает веское доказательство того, что человек не может управлять ничем, даже собственной своей судьбой.
Это потрясло материалиста-Ивана, напугало его. Он бросился искать, догонять иностранца. Но он даже не предполагал, что он предъявит ему. Убийство Берлиоза? Но он своими глазами видел, что Берлиоз попал под трамвай совершенно случайно. Предсказание? Но в это не поверит ни один здравомыслящий атеист. И измученный бесполезной погоней и собственными мыслями, вдруг потерявшими смысл для самого Ивана, напуганный этим обстоятельством, Иван попадает в дом скорби. Здесь его лишают возможности совершать то, что он считает правильным, он вынужденно останавливается, засыпает и начинает прислушиваться к голосу, говорящему внутри него.
На первый план выходит метафизический образ Ивана. Этот Иван задает на первый взгляд очень жестокие вопросы. Однако мы видим, что цель этих вопросов — успокоить Ивана и позволить ему думать собственными категориями, не опираясь на материализм, чуждый душе Ивана. И только теперь, когда над человеком нет давления уважаемых мнений, человек задает себе вопрос: «Кто же я»?. Это первый и самый главный вопрос человека, становящегося самостоятельной личностью. Только правильно ответив на этот вопрос, человек сможет жить в мире и согласии с самим собой и окружающими. И этот вопрос задает второй Иван, который жил всегда в глубине, загнанный туда материализмом и не смевший прорваться на волю благодаря берлиозам.