Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита»
В его произведениях проявления мистического довольно разнообразные: от копирования образов представителей демонического мира к символическим сновидениям героев, от фантастических элементов и невероятных путешествий в прошлое и будущее — к фантасмагорическим картинам и вертепу, феерии, фарсу. Мистика Булгакова насыщенная философской проблематикой. Роман, в котором имеющиеся философские проблемы, идеи: например, какое назначение человека в этом мире? Которое ее отношение к миру? Что такое бытие и что такое познание? Какие законы природы
Обсуждая этот важный вопрос, ученики выходят на связи произведения Булгакова с авторитетными памятками мировой литературы, темы и цитаты которых имплицитно присутствуют в тексте романа: произведения Э. Гофмана, Данте, Г. Гоголя, Гете, А. Чехова, Пушкина, Ф. Достоевского и др. Возможно, больше связей ученики найдут в параллелях Булгаков — Гофман (главный конфликт — противостояние художников и филистеров; уродливость общества, в котором карьера делают такие, как Цахес; гротеск, ирония, фантастические преобразования пространства и времени; осмеяние и наказание тех, кто лишен творческого воображения и фантазии. Например, за что жестоко пострадал от «нечистой силы» директор варьете Римский, которому свита Воланда устроила такую ночь ужасов, что он превратился на седого старика? А он принадлежал к той категории людей, которые старались выгадывать «обыкновенные объяснения представлений необыкновенных»). Или в параллелях Булгаков — Гете (название романа, эпиграф, тема Пилата (Фауст с немецкого я зыка это Новое Завещание и именно разделы, посвященные Понтию Пилату), спор между Рафаэлем и Фаустом о назначении человека на земле и о том, кто руководит жизнью человека и что такое истина, который продлевается потом в романе «Мастер и Маргарита» между, например, Воландом и Берлиозом. А параллель Булгаков — Данте, это понимание что грехом человека для Данте есть предательсво, для Булгакова — трусливость; оба отталкивались от Библии, у Данте — ад в потустороннем мире, у Булгакова — вся земля превращается в ад: человеку не нужно умирать, она и так живое в аду тоталитарного режима и др. Почему писатель воспринял роман «Мастер и Маргарита» как свое художественное завещание? Во-первых, Булгаков работал над романом к последним неделям своей жизни. Уже смертельно больной, он вносил в текст правки, шлифовал стиль. Его роман — это не только завещание человечеству о приоритетах вечных ценностей в жизни, а и предупреждение о том, что будет ожидать человечество, если оно и дальше будет поднимать законы бытия.