Сатирические образы и роль их в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита сложное и многоплановое произведение. Прежде чем начать рассуждения по теме, хочу отметить, что критика неоднократно отмечала избыточную субъективность булгаков-ского взгляда на современную ему действительность, что сказалось в сатирических главах романа. Например, Константин Симонов писал: При чтении Мастера и Маргариты людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда
Напомню, что Симонов одним из первых взялся расчищать дорогу для романа Булгакова Мастер и Маргарита, когда его замалчивали.
Я; считаю, что критика романа довольно огульная, потому что другой Москвы, другой такой среды, на фоне которой можно было бы, как говорится, развернуться с булгаковскими задачами, просто не существовало в природе. И я считаю, что как раз в этом выразилась гармоничность взгляда писателя на действительность.
Итак, сатирические образы в романе преобладают. По значимости вреда для общества на первое место можно с уверенностью поставить
Перед нами предстают с одной стороны чиновник от литературы, наносящий обществу моральный и нравственный вред, превращающий искусство в заказное и тем калечащий вкус читателя. А с другой литератор поставлен в такие условия, что вместо духовных поисков занимается подтасовкой, искажениями в литературной работе ради корыстных целей. Общество в равной степени страдает от обоих. В ассоциации творились темные дела: материальные блага распределялись не по таланту, а по знакомству. Дачи получали генералы от литературы и т. д. Досталось и дельцу от театральной жизни Римскому. Этот сатирический герой больше всего на свете боялся ответственности, но появление Воланда заставило и его испить свою горькую чашу. Воланд такое натворил в варьете, что перепутал все их финансовые дела. Сатиричен образ Арчибальда Арчибальдовича, директора писательского ресторана, который являлся его вотчиной. Явная сатира ощущается в описании дома Грибоедова, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. Автор как бы намекает, что в доме великого гражданина России в настоящее время процветают недостойные люди, и хозяином стал вышеупомянутый Берлиоз. Эти люди даже Дом просто называли Грибоедов, ибо они не знают никаких нравственных рамок, за которые простому человеку выходить стыдно, а писателю подавно. Двери были увешаны табличками типа Рыбно — дачная секция. Булгаков изображает и поведение писателей: Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? Что за вопрос, конечно здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки и на-тюрель. Виртуозная штучка! Это говорит поэт. Ясно, что, кроме изысканной пищи, в литературном доме его ничего не интересует.
Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, а только тянущих из него блага, изображает их циниками. И все это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы Горе от ума, где он высмеивает паразитизм и безнравственность общества.
Булгаков-сатирик критикует интеллигенцию, которая трудится в разных сферах. Он выводит на чистую воду профессора, подзабывшего Гиппократову клятву, и специалиста по разоблачению ценностей.
Не забыты и мелкие мошенники, такие, как буфетчик с рыбкой второй свежести и золотыми десятками в тайниках.
В том, что Мастер в романе Булгакова не смог одержать победу, серьезное заболевание общества.
Победить такое количество негативных явлений нескольким людям не под силу. И в этом я вижу главный смысл сатирических образов в романе Булгакова Мастер и Маргарита.