Стилевые доминанты поэзии Бродского

Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую «описательность», которая по обыкновению реализуется через осложненные ассоциативные образы или культурологические реминисценции, своеобразную языковую организацию поэтического текста, которая «балансирует» на грани поэзии и прозы. Важными элементами поэтики Бродского являются: перенос, акцентированные периоды (если оперировать терминами лингвостилистики), «каталогизация» как один из основных приемов художественного освоения мира «в себе»

и мира «вне себя». «Формальным» и языковым изменениям в поэтическом наследии Бродского отвечает и качественно новая содержательная наполненность.
Своеобразной «визиткой» раннего Бродского был прозрачный и эмоционально щемящий «Рождественский романс». Построенный на экспрессивно-смысловом повторении ключевых глаголов и эпитетов (но без экстатического нагнетания), с использованием типичных в жизни, но нетипичных в тогдашней поэзии образов («пьяниц, сомнамбул хор пчелиный», краля, в собственных потерянных печалях» и т. п.), «Рождественский романс «подводил к «непраздничному»
выводу:
Твой Новый год по темно-синей
— воде в нутре городском
— плывет в грусти глубокой,
— словно жизнь начнется снова,
— будто будут свет и слава,
— и удачный день, и вдоволь хлеба,
— словно жизнь пошатнется вправо,
— пошатнувшись влево.
— (Пер. Б. Щавурского)
Поэт старается «соединить лиризм и философичность русской традиции с монументальностью и действенной масштабностью западноевропейского и американского представления о жизни» (Е. Абрамовский). Бродский старался честно отвечать на поставленный вопрос. Наверное, именно отсюда — трагизм его поэтического космоса, который просматривается даже сквозь иронию или сарказм:
— Я среди ночи смотрю в окно
— и думаю о том, куда же зашли мы?
— От чего мы сегодня более далекие:
— от православности, а или от эллинизма?
— К чему мы близки? И что там, в будущем?
— Не судилась ли нам теперь иная эра?
— Которую мы делом общим назовем?
— И что в жертву ей принести должны?
— («Остановка в пустыне», пер. Безкоровайного)
В эмиграции Бродский издал англоязычный сборник эссеистики «Меньше единицы», в который вошли написанные на заказы издателей предисловия к разным поэтическим книгам (К. Кавафис, Э. Монтале, В. Г. Оден, А. Ахматова, М. Цветаева). Этот сборник был признан в США наилучшей литературно-критической публикацией года. В эмиграции Бродский много писал (стихи — на русском языке, эссе — преимущественно на английском), старался популяризировать поэзию в американском обществе.
На чужбине увидели мир его поэтические сборники «В Англии» 1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи» 1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» («Урания», 1987).
В этих сборниках, по сравнению с поэзиями раннего периода, прослеживается кардинальная эволюция как в плане содержательном, так и в плане формы. После 1972 года поэзия Бродского обогатилась сложными синтаксическими конструкциями, разноуровневой лексикой, большим количеством отделенных определений, осложненной поэтической строфикой. По точному замечанию М. Крепса, «Бродский является новатором не только в тематике, а и в ритме, в рымах, в метафорах, в эпитетах, в отказе от стилистически дифференцированного языка поэзии (в отличие от языка прозы), и все это новаторство крепко связано с содержанием. В сущности говоря, именно у Бродского содержание и форма становятся равными составными частями всей структуры поэтического творчества».
В октябре 1987 г. Шведская королевская академия назвала Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. А в конце 80-х годов стихи Бродского в конце концов начали публиковаться в России, хотя поэт так и не захотел вернуться на родину, поскольку, по его мнению, «нельзя войти в одну и ту же реку дважды, даже если это Нева». Последние годы жизни Бродский провел в Нью-Йорке, тщательно оберегая свою частную жизнь от постороннего глаза. Тем не менее, известно, что он не любил своего дня рождения, а единственным днем рождения, которое отмечал, было Рождество Христово, что в сентябре 1990 г.
Бродский женился на Марии Содзони — итальянке русского происхождения, что в 1993 г. у них родилась дочь Анна, названная так в честь Ахматовой. Ночью 28 января 1996 г. поэт умер в Нью-Йорке, пережив до этого три инфаркта. Его похоронили в Венеции, в городе, который он любил и называл своей второй родиной. Бродский был членом Баварской академии красных искусств (1971), Американской академии и Института искусств и литературы (1979-1987), почетным доктором Оксфордского университета (1991), кавалером ордена Почетного Легиона (Франция), лауреатом «Премии гениев» Макартура (1981), Национальной премии литературных критиков (1986), премии «Золотой флорин» (Флоренция, 1995). Кроме того, он на протяжении года занимал почетный пост поэта-лауреата Библиотеки Конгресса США (май 1991 — май 1992), а в 1995 г. получил звание почетного гражданина Санкт-Петербурга (1995).

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Стилевые доминанты поэзии Бродского