Эссе о творчестве Иосифа Бродского
Иосиф Александрович Бродский родился в семье ленинградских журналистов. До 15 лет он учился в школе, а потом работал, изменив ряд профессий, в геологических экспедициях в Якутии и Казахстане, на Белом море и Тянь-Шане, был фрезеровщиком, геофизиком, санитаром, кочегаром. «Я изменял работу, — говорил он, — так как можно больше хотел знать о жизни и людях». В 1963 году Бродский освободился из последнего места работы и начал жить литературной работой: поэзией и переводами. Того же года в газете «Вечерний Ленинград» вышел фельетон «Окололитературный
Произведения Бродского не публикуют. Тем не менее его стихи становятся известными благодаря «самиздату», их заучивали, выполняли под гитару. На Западе же выходят два его сборника: «Стихи
Бродский поселился в США, излагал русскую литературу в американских университетах и колледжах, писал как на русском, так и на английском. В период эмиграции выдаются его поэтические сборники: «В Англии» (1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Части речи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).
В октябре 1987 года Шведская академия объявила Иосифа Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. В 1996 году земной путь поэта оборвался.
Творчество Иосифа Бродского иногда разделяют на два периода. Стихи раннего этапа, который завершается в середине 60-х годах, более простые по форме, мелодичные, светлые и просветляющие. Яркими примерами раннего Бродского есть такие поэзии, как «Пилигримы», «Рождественский романс», «Стансы», «Песня». У позднего Бродского преобладают мотивы одиночества, пустоты, конца, абсурдности, усиливается философское и религиозное звучания, усложняется синтаксис. Подтверждением этого есть его поэзии «Сретение», «Насмерть другу», «Келомякки», «Развивая Платона», циклы «Части речи» и «Кентавры».
Во всех поэтических произведениях Бродский виртуозно владеет языковыми средствами, в его стихах сталкивается архаика и арго, политическая и техническая лексика, «высокий штиль» и уличные просторечие. Для его поэзии характерные парадоксы, контрасты, объединение традиционного и экспериментального. По словам Бродского, он воспользовался советом своего друга Евгения Рейна: свести к минимуму использования прилагательных, делая акцент на именинниках. В своих стихах Бродский ориентировался как на русскую, так и на англоязычную традицию. Показательно, что в своей Нобелевской лекции поэт назвал своими учителями Мандельштама, Цветаеву и Ахматову, а также Роберта Фроста и Вистана Одена. Дальнейшее знакомство учеников с творчеством Бродского целесообразно сосредоточить на тех приемах его художественного стиля, которые оказываются созвучными с поэтикой постмодернизма (учитывая отсутствие украинских переводов, цитированные образцы будут подаваться языком оригинала).
В творчестве Бродского есть ведущие сквозные мотивы, расположения духа, приемы. Так, начиная из стиха «Пилигр