«Конармия» как мозаика гражданской войны
Книга Бабеля «Конармия» как мозаика гражданской войны.
Книга Исаака Бабеля «Конармия» была опубликована в 1926 году. В тот исторический период это было очень смелым шагом со стороны писателя.
«Конармия» — это не только повествование о польской кампании. Это еще и сборник разнородных новелл, одномоментных зарисовок воинского быта, фронтовых разговоров. Персонажи отдельных новелл повторяются. Единственное, что объединяет новеллы в книге это повествователь Лютов. Именно этот образ несет идейную и нравственную нагрузку
Эту книгу можно сравнить с мозаикой или калейдоскопом гражданской войны. Это можно увидеть,
У Бабеля в «Конармии» все «псы и свиньи человечества» проверяются истинными ценностями духа, человечности, мысли, искусства. И если обнаруживается нечто человеческое, то он этого никогда не скрывает. Иногда, заглянув на дно чьей-то души, писатель не находит там ничего. Это мы видим на примере персонажей Павличенко, Прищепы, Ивана Акинфиева, Тараканыча. Но кто-то из персонажей совмещает в себе и зверские, и человеческие черты: Бида, Трунов, Никита Балмашев. Следует заметить, что и сам Лютов не претендует на звание полностью положительного героя. Это мы можем увидеть в новелле «Смерть Долгушева». В ней рассказывается, что Лютов не находит в себе решимости избавить от мук умирающего.
В том, что мы воспринимаем книгу как единое целое, композиция играет большую роль. Внешне «Конармия» аморфная, фрагментарная, разорванная. Но она дает автору возможность показать разных людей в различных ситуациях, дать разные срезы эпизодов войны. Но расположение новелл — кусочков мозаики далеко не случайно. Тонкие связи повторяющихся деталей, символов, фраз ассоциативно соединяют между собой и близлежащие главы, и главы, стоящие далеко друг от друга. Некоторые из этих связей заметны, а другие скрыты. Например, у «Истории одной лошади» есть «Продолжение истории одной лошади», где представлена развязка конфликта. Также есть новеллы, связи между которыми прослеживаются с трудом. Например, новелла «Соль», написанная «солдатом революции» Никитой Балмашевым в редакцию газеты Конармии. Продолжение темы в новелле «Измена», также написанной рукой Балмашева, но только в форме письма к следователю. За счет такого незаметного сцепления Бабелю удалось показать сложную, трагическую диалектику революции и гражданской войны.
«Конармия» — это не история первой конной армии. Несмотря на то, что Бабель соблюдает хронологию событий, указывает номера и названия реальных воинских частей, называет конкретные исторические лица и многие факты, его новеллы являются частичками большой мозаики, отражающей события революции и гражданской войны.