Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э Ббеля
В 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях, он написал цикл рассказов «Конармия». В них писатель показывает ужасы гражданской войны: жестокость, насилие, разрушение старой культуры. В этот процесс вовлечены простые люди — казаки, конармейцы — и представители интеллигенции. Повествование ведется от лица Кирилла Васильевича Лютова, который говорит о себе: «Я окончил юридический факультет и принадлежу к так называемым интеллигентным людям».
Лютов не единственный интеллигент в «Конармии». Сражаясь в Польше, герои книги постоянно сталкиваются с местным населением — поляками и евреями. Еврейская культура особенно много значит для Бабеля, знавшего ее с детства. Большинство евреев, изображенных в «Конармии», образованные, оберегающие свою культуру и традиции люди. Например, в рассказе «Гедали» мы видим человека, который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своих национальных традиций: «Революция — скажем ей «да», но разве субботе мы скажем «нет»?» Но и он, одухотворенный Гедали, вынужден во время войны торговать на рынке мелом, синькой и фитилями. Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроме новых бед: «И вот мы все, ученые люди, мы падаем на лицо и кричим на голос: горе нам, где сладкая революция?.»
Итак, мы видим, что гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры — и русской, и польской, и еврейской. Как спасти свои духовные ценности в хаосе революции и братоубийственной войны? Один из путей сохранения культуры нашел интеллигентный человек Исаак Бабель, написав обо всем, что увидел, честную и гуманную книгу.