“Одесские рассказы” И. Бабеля, как “ироническая патетика”

И вот я буду говорить, как говорил господь на горе Синайской из горящего куста. Кладите себе в уши мои слова.
И. Бабель. Как это делалось в Одессе
Написанные в начале 20-х годов рассказы И. Бабеля “Король”, “Как это делалось в Одессе”, “Отец”, “Любка Казак” и др. образуют собой единый цикл, известный под названием “Одесские рассказы”. Тяга к экзотике, жизнен­ным парадоксам, к романтической чрезвычайности под­толкнули писателя обратиться к живописной Молдаванке, ее обитателям, быту. Уголовники, евреи-приказчики,

тор­говцы предстают перед нами в необычном свете, посколь­ку щедрый юмор Бабеля заставляют нас забыть о суровом времени и исторических событиях, когда создавались эти рассказы. Главный герой цикла Беня Крик – король бин­дюжников и налетчиков, главарь одесских бандитов. Он молод и хорош собой, остроумен и сообразителен, велико­душен и даже по-своему честен. Это, в сущности, фантасти­ческая и далекая от своего реального прототипа фигура, потому что, шутя и иронизируя, Бабель задался целью опо­этизировать бандитскую смелость, благородство, удачливость и ухарство, рыцарскую справедливость Бени Крика и его друзей –
людей “бандитской чести”. Выступая в роли одес­ского Робин Гуда, Беня и его гвардия грабят “тяжелые кошельки” богачей, чтобы избавить от лишних бед и горе­стей бедных людей, ведь “подкладка тяжелого кошелька сшита из слез”.
Смеясь и шутя, Бабель приподнимает своих героев над будничностью и серостью мещанской жизни, словно бро­сая вызов тусклому и душному миру обыденности. Но это не делает одесских бандитов менее невежественными и ог­раниченными, чем они есть на самом деле. Этот контраст, наряду с экзотической обстановкой, “смачной” речью, жи­вописными костюмами одесских налетчиков, разодетых, “как птицы колибри”, яркостью событий, делают героев “Одес­ских рассказов” незабываемыми. Жизнь бандитов, разворачивающиеся перед нами собы­тия больше похожи на действия какого-то комического спектакля, чем на реальность. Создается впечатление, что Беня Крик и его жертвы играют в какую-то общую игру, прекрасно находя общий язык и договариваясь полюбов­но, если возникает такая необходимость, без помощи влас­тей и полиции (“Полиция кончается там, где начинается Беня”). Именно поэтому одесские бандиты больше разма­хивают своим оружием и, в крайнем случае, стреляют в воздух, ведь в их среде убийство “живого человека” счита­ется большим грехом, за который можно поплатиться жизнью от рук своих же товарищей (“Хорошую моду взял себе – убивать живых людей”).
И. А. Смирин очень удачно определил стиль “Одесских рассказов” Бабеля как “ироническую патетику”, ведь за бандитской “деятельностью” рыцарей Молдаванки видит­ся не только протест против богачей тартаковских, господинов приставов, толстых бакалейщиков и их высокомер­ных жен, но и поиски жизненной правды. Контрастность изображения, своеобразное сочетание бытовизма и яркого гротеска, лирики и цинизма, пафоса и иронии не только создали неповторимый колорит этого цикла, но и привели к всенародной популярности “Одесских рассказов”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Проблемные слова в английском.
Сейчас вы читаете: “Одесские рассказы” И. Бабеля, как “ироническая патетика”