Анализ стихотворения «Царскосельская статуя»
Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы XIX века, вошедший в историю как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
В жизни и поэзии Ахматовой Александр Сергеевич, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. Она росла и училась в Царском Селе
У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и все, что с ним связано, дорого поэтессе. Бродя по Царскосельскому парку, она в восхищении останавливается перед фонтаном, некогда воспетым Пушкиным. В 1916 году она написала об этом стихотворение и назвала его так же, кА великий предшественник: «Царскосельская статуя».
Лирическая героиня стихотворения относится к бронзовой статуе как к живой сопернице, ей кажется, что девушка только притворяется грустной, еще бы, ведь ей подарил бессмертие сам Пушкин. Чтобы передать эти чувства,
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый.
Звук лебединых кликов слышится в этих строках: ле-ле-ле, а в следующих двух — он резко сменяется повторением звука «р», как бы усиливающим интенсивность цветописи:
. И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
Сама Ахматова долгие годы жила в Царском Селе, которое стало для нее одним из самых дорогих мест на земле за всю жизнь. Здесь сам воздух был пропитан поэзией.
В стихотворении описывается природа и время года. Но автор нам не говорит, что это осень. Из двух первых строк мы понимаем, что речь идет о наступлении золотой осени:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый.
Ахматова, так же как и Цветаева повествует в своем стихотворении о рябине. Природа в «Царскосельской статуе» неотразима.
В центре — статуя девушки. Анна Андреевна воспринимает эту статую как живую. Она немного завидует ей, так как на нее обратил внимание великий поэт и воспевал эту бронзовую красавицу в своем стихотворении.
Ахматова обращается к статуе и говорит ей, что хотела бы оказаться на ее месте, чтоб о ней так же красиво и влюблено мог говорить Александр Сергеевич Пушкин.
Поэтесса понимала, что этой необычайно красивой девушке придется оставаться на своем месте, такой «нарядно обнаженной». Многие люди будут приходить и любоваться стройной девицей. Она находилась высоко и поэтому Ахматова даже подходя к ней, чувствовала страх. Статуя была как возвышенное существо, властное, могучее и в то же время красивое, нарядное. Она всех и все видела свысока. В какой-то степени статуя казалась Богом. У нее был задумчивый взгляд. Ей не страшно стоять в любое время года на улице. Ее плечи великолепно переливались от лучей света.