Как развивается трагическая тема в «Реквием» А. Ахматовой
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой — уникальное явление в русской литературе ХХ века. Читатели уже давно, еще при ее жизни, оценили талант поэтессы. Родившаяся «. в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней», поэтесса всегда была связана незримой нитью с судьбой народа, с судьбой страны. Так неотделимо одно от другого: ее личная трагедия и трагедия тысяч, а то и миллионов соотечественников. Выражая свое горе от потери мужа, а потом и сына, она выражала горе тысяч матерей и жен по всей стране. Кто как не
30 — 40-е годы были особенно тяжелы для нее. Как позже она сама признавалась, это были бесконечные «слезы и вкус блокадного хлеба, и папмросы, раскуренной от паровозной искры, в него вплелись и страх ночного стука, и горечь известий «о тех, кто
Что мы знаем о времени, в которое Ахматова писала поэму? Весной 1934 года в Москве был арестован ее старый друг и единомышленник — О. Э. Мандельштам. В 1938 году вторично арестован ее сын Лев. За что? Главной его виной было то, что он сын своих родителей. С этого времени и начинаются ночные очереди, передачи, постоянные хлопоты и непрерывные письма по инстанциям.
Композицию поэмы составля. т несколько отдельных глав: посвящение, вступление, приговор, к смерти, распятие и эпилог. В предисловии мы узнаем о том, что подтолкнуло поэтессу к написанию «Реквиема»: стремление передать не только свое личное горе, но и страдания и трагедию тысяч жен, матерей и сестер. Именно на их хрупких плечах и лежал весь груз:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебрянными делаются вдруг.
Главная героиня «Реквиема» предстает перед нами в трех разных ипостасях: это и простая женщина, как сказал И. Бродский: «бабий голос»:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Это и поэтесса, оглядывающаяся назад:
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
В самом финале поэмы в главе «Распятие» мы видим уже деву Марию. Здесь присутствует и христианский мотив, приравнивающий страдания Ахматовой, да и всех матерей к страданиям девы Марии. Этой вечной и немой сценой выводится горе и скорбь матери по единственному «невинно убиенному» ребенку:
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене.»
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Она пыталась помочь сыну любыми способами:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Как тяжело дался Анне Ахматовой приговор суда. Да, арестовали, да, пережила и следствие. Но до суда еще теплилась надежда на счастливый исход. Но пришел страшный день суда: окончательный приговор вынесен, деваться некуда. Отчаянно и пронзительно звучат следующие строки:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Поэт выражает свое горе в стихах. Это позволяет ему разобраться в себе, поделиться мыслями с другими. Поэт, выражающий народное горе, трагедию тысяч и миллионов, помогает оставить потомкам нетленное наследие. Сама эпоха, в которой жила и творила Ахматова, не желала оставлять о себе реальных фактов. В Советском Союзе было все, что угодно: труженики — рабочие за станками, здоровые и сытые дети, счастливые женщины. Писать наперекор «генеральной линии» о чувстве страха за себя и близких, о бессонных ночах, об очередях на передачу запрещалось. Все письменные свидетельства этого бесправия и жестокости находились под запретом. Но А. Ахматова не могла не писать. «Делаюсь человеком, только когда у меня перо в руке», — такую запись она сделала в своем дневнике. Этим словам она была верна всю свою жизнь.