Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века
Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Все издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики этого начального периода — природа и любовь.
В 1894 г. появляется стихотворный сборник «Под северным небом». Характерные мотивы двух этих книг — гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение. Поэт отрицает «красоту богов Эллады» и противопоставляет ей единственную подлинную красоту «любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого
Важнейший мотив всей лирики Бальмонта — сон. В сборнике «В безбрежности» поэт впервые пробует отодвинуть реальный мир на задний план и позволить сновидению восторжествовать над призрачностью бытия. Мотив упоения «загадочными снами» «на алмазном покрове снегов, под холодным сияньем луны», встретившийся в «Под северным небом», стал господствующим в этом сборнике. В 90-е годы отличительными чертами бальмонтовской поэзии являются субъективизм, культ мимолетности, прихотливая изменчивость настроений. Мимолетность, быстрое течение мгновения, мига, вообще становится центральной
После встречи с Брюсовым поэт примыкает к кружку символистов. В этот период Бальмонт зачитывается Бодлером и Эдгаром По, что оказало сильнейшее влияние на все его последующее творчество.
Новым этапом в творчестве поэта стал сборник «Горящие здания». На смену уныло-сумрачному настроению первых книг приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение, на смену тоскливой жалобе — гимн бытию. Сам поэт в одном из предисловий так охарактеризовал этот резкий поворот в своем творчестве»: «Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».
Сборник начинается стихотворением «Крик часового», в котором очевидна смена символов поэта. «Проснитесь!» — восклицает часовой в стихотворении. Таким образом, поэт отказывается от главного символа предыдущей лирики — сна. В сборнике также происходит отказ и от других символов и особенностей поэзии : излишней возвышенности слога ( «Я устал от нежных снов, От восторгов этих цельных Гармонических пиров И напевов колыбельных. Я хочу горящих зданий, Я хочу кричащих бурь!»), символа полночи («В сердце моем — полночи нет»). На смену усталому,
Меланхоличному герою предыдущих сборников здесь приходит цельная вольнолюбивая личность, устремленная к «свету», «огню», «Солнцу». Эти слова становятся основными символами в поэзии Бальмонта. А излюбленным образом становится сильный, гордый и «вечно свободный» альбатрос.
В новым сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытается построить такую картину мира, в центре которой находится верховное божество — Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагает гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта — огонь. Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню:
Вездесущий огонь, я тебе посвятил все мечты, Я такой же, как ты.
Поэт славит желание, сладострастие, «безумства несытой души». В связи с этим в сборнике появляется образ дьявола («Голос дьявола», «Inkubus»).
Образ Солнца перешел и в следующий сборник поэта -«Только Любовь. Семицветник». Вообще, в лирике Бальмонта подсознание преобладает над сознанием. Именно поэтому такую большую роль поэт отводит стихиям — ведь, в них нет сознания. Поэт упрекает современников в том, что они ушли от первооснов Бытия, от Природы и Солнца, утратившим свою изначальную цельность («Мы разорвали, расщепили живую слитность всех стихий»; «Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть»).
Тема России также есть в лирике Бальмонта. Однако Россия у него — прежде всего, древняя «былинная» Русь, предания и сказы которой поэт стремился переложить на собственный лад. Увлечение поэтом русской и славянской стариной нашло отражение в сборнике «Злые чары».
О поэзии Бальмонт высказывался так: «Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью». Наподобие древних, поэт наделяет поэзию волшебно-магическим, заклинательным смыслом. На примере народных сказаний и мифов утверждается «первичность и самобытность» древней поэзии («Первичный человек всегда Поэт»).
В истории русской литературы Бальмонт навсегда останется одним из зачинателей символизма. Индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство — вот черты, определяющие лирику Бальмонта.
Однако все творчество поэта нельзя назвать чисто символистским. Многие его произведения носят импрессионистический характер. Все творчество зрелого Бальмонта проникнуто и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. Серой будничной современности, обездушенной цивилизации железного века поэт стремится противопоставить первозданно целостное, совершенное и прекрасное солнечное начало. И хотя свой идеал поэт неизменно искал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобытных народов, но поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего.