Тема войны в творчестве Д. Андреева
Мистериальные связи открывались Д. Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943 — 1953 гг. «Ленинградский апокалипсис» (6-я глава книги). Мистериально-апокалиптический лик войны показан в стихотворениях 5-й главы «Из маленькой комнаты»: «Враг за врагом.» (1937), «Вижу, как строится. Слышу, как рушится.» (1937), «Наитье зоркое привыкло.» (1950), «Размах» (1950), «Шквал» (1942-1952), «Беженцы» (1942-1952), «Баллада (Эвакуация вождя из Мавзолея в 1941 году)» (1942- 1952), «Не блещут кремлевские звезды.»
Антитезой темным откровениям истории становятся главы, посвященные мистериальному облику природы и Небесному Призванию России. Глава «Миры просветления» целиком посвящена ведению иных миров. Отсюда названия стихотворений, соответствующие названиям этих миров — «Шаданакар», «Ирольн», Даймоны», «Олирна», «Файр», «Готимна» и др. В стихотворении 1956 г. «Не ради звонкой красоты.», входящем в 17-ю, предпоследнюю главу «Сквозь природу», Д. Андреев объясняет появление этих названий непосредственным мистическим знанием: «Нет, я из книг их не беру. | Они подсказаны перу
Образ Соборной Души России раскрывается в поэме «Навна» (1955), посвященной Андреевой. Так же как и в мистериальной лирике А. Блока, Душа нации выявляется у Д. Андреева как конкретная живая Личность. Ее сакральная судьба определяет метаисторическое призвание России.
Стихи Д. Андреева, обращенные к сакральной Женственности, — высочайший образец русской мистериальной поэзии. Молитвенное вдохновение и музыкальная гармония этих произведений выдают реальность пережитого откровения:
— О, Ты не потребуешь коленопреклонения,
— К сонному наклонишься сквозь дрожь
o
+
#
—
o Ресниц
— Радужно-светящаяся
o
+
# миром откровения,
— Райским колыханием ветвей
o
+
#
— и птиц.
— Сердце мое вызволишь из немощи и горя,
— В сумрачных чистилищах возьмешь
o
+
#
—
o со дна, —
— Нежная, как девочка,
o
+
# лучистая, как зори,
— Взором необъемлемая,
o
+
# как страна.
Согласно откровению поэта, Душа России, плененная уицраором, будет освобождена соборным подвигом сил Синклита. Единение духа-народоводителя и Соборной Души явит новую духовную Личность, с именем которой связана центральная мифологема поэта — Роза Мира — образ и символ Всемирного Братства людей, грядущего метаисторического Будущего. В заключительном стихотворении цикла «Сказания о Яросвете» мифологическое откровение раскрывается как пророчество:
— И если я твержу о дивном браке
— Пресветлой Навны с Яросветом — жди,
— Чтоб дух созрел — прочесть в условном знаке
— Блистанье дней, встающих впереди.
От брака Яросвета и Навны родится новый трансмиф. В его центре — Звента-Свентана, дочь духа-народоводителя и Соборной Души России. Ее явление определит апокалиптическое Преображение мира. Образ Жены, облаченной в Солнце в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 12, 1), в 10-й главе книги «Голубая свеча» (1950 — 1955), связан с мистериальной судьбой России.