Обсуждение рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Загадка рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот». Компания молодых людей возвращалась домой с вечеринки. Шли вдоль железнодорожных путей. Вдруг отставший от компании юноша бросился под приближающийся поезд. Друзья замерли в ужасе. Когда поезд прошел, юноша поднялся: лицо расцарапано, гимназическая тужурка разорвана в клочья — но жив: к счастью, угодил вдоль рельс. Позже он рассказывал о глубоком отчаянии, не раз пережитом в юности, когда каждый цветок казался ему цветком могильным; о звездах, которые увидел, лежа под многопудовой тяжестью
И все же в молодые годы он несколько раз пытался покончить с собой: стрелялся, пробовал зарезаться — чего только не било. Родился он в городе Орле, окончил гимназию, учился сначала в Петербургском, а затем в Московском университете.
Был ли он верующим человеком? Когда ему било 33 года, он написал В. Бересаеву: «До каких неведомых и страшных границ дойдет мое отрицание? Вечное «нет» — сменится ли
Писатель рассказывает о том, как Иисус, не послушав предупреждений учеников, «включил в круг избранных. рыжего и безобразного иудея» — Иуду из Кариота, который в конце концов предал своего учителя (согласно Евангелию от Иоанна, Иуда являлся казначеем ближнего круга учеников Христа и именно ему были доверены их средства).
Согласно Новому Завету, за деяниями Иуды последовала его позорная кончина. За то, что предал Иисуса, он получил «проклятые деньги» от власть предержащих и то ли повесился сам, как утверждает Матфей, то ли погиб страшной смертью: ему разорвало живот: «Расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов).
В христианском искусстве Иуда обычно изображен в сцене, когда он целует Христа, чтобы этим показать его стражникам. Поцелуй Иуды, принесший ему вечное бесчестье, стал нарицательным понятием. В текстах Нового Завета предательство лежит на Иуде как отличительное клеймо. Среди двенадцати учеников он был паршивой овцой. Новый Завет содержит около двадцати упоминаний об Иуде, и всякий раз евангелисты поминают его недобрым словом и, как правило, указывают на то, что он предал Иисуса.
Однако в Новом Завете имеются и фрагменты, в которых образ Иуды Искариота предстает привлекательным. И разве во время Тайной вечери не сам Иисус поведал Иуде, что тот должен совершить, да еще’ и в скором времени? Разве все это не было частью Божественного плана, предусматривавшего кончину Христа ради искупления людских грехов и воскресения его из мертвых на третий день? И, в конце концов, могло ли состояться распятие и воскресение Христа без Иуды и его поцелуя? Вопросов очень много.
Загадка Иуды Искариота, ученика, предавшего Христа, исследовалась многими, жаждавшими постичь его характер и образ действий. Обширная литература, посвященная Иуде, включает известные академические труды. Многие годы читатели Евангелий задавались вопросом: если Иисус должен был умереть на кресте ради спасения мира, то не было ли во благо предание его в руки власть предержащих, совершенное Иудой? При этом выстраивается парадоксальная логическая последовательность: не будь предательства, не было бы ареста; не будь ареста, не было бы суда; не будь суда, не состоялось бы распятие; а без распятия было бы невозможно воскресение. Одним словом, МЫ по сию пору не были бы спасены от грехов наших. Так почему же поступки Иуды оцениваются в Евангелиях Нового Завета настолько отрицательно?
Новозаветные евангелисты не задавались этим умозрительным вопросом. Они просто принимали как аксиому, что Иуда предал своего учителя и его дело. Несмотря на то, что его поступок привел, скажем, к благим последствиям, сам он представлялся заслуживающим несмываемого проклятия: «Лучше было б: тому человеку не родиться.
Евангелистские повествования предлагают объяснения причин предательства Иуды Но мы сегодня обратимся к толкованию образа Иудь Искариота, сделанного русским писателем Андреевым в его одноименном рассказе.
Какова главная, характерная особенность Иуды? Это его двойственность. Характер Иуды тоже исполнен противоречий, то есть соответствует его внешности. Также противоречивы в рассказе Андреева и поступки Иуды. Например, когда Иисуса и его учеников хотели побить камнями, только Иуда бросился защищать Христа от разгневанной толпы. Но при этом, чтобы дать Учителю возможность уйти, он, кривляясь, кричал, что Иисус обманщик и вор.
С кем или с чем сравнивается Иуда? С осьминогом: «огромные глаза, десятки жадных щупальцев, притворное спокойствие — и раз! обнял, облил, раздавил и высосал, ни разу не моргнувши огромными тазами». Иуда ревновал Иисуса ко всем, ибо он считал, что «для всех Иисус был нежным и прекрасным цветком, благоухающею розой ливанскою, а для Иуды оставлял только острые шипы»: «Почему он не любит меня? Почему он любит тех?»
Он тайно посетил первосвященника Анну и сказал тому, что стал учеником Иисуса, чтобы «уличить обманщика и предать его в руки закона».
Как поясняет Иуда причину своего предательства? Он якобы хотел проверить силу Христа и его учеников. Иуда говорил, что до конца был уверен, что Христос совершит чудо и избавит себя от страданий. Полученные деньги не отнес домой, но, выйдя за город, спрятал их под камнем. Возможно, этот эпизод напомнил вам какого-то другого вам известного персонажа? Да, то же самое сделал Раскольников после убийства ростовщицы и ее сестры.
А что же народ? Ведь люди видели «окровавленного, бледного, в терновом венце, остриями своими вонзавшегося в его лоб». «И был он так ясен в своей непорочности и чистоте, что только слепой не увидел бы это». Сначала «молчал народ», а потом «закричал, завопил, завыл на тысячу звериными человеческих голосов: «Смерть ему! Распни его!» «Варраву отпусти нам!» И вот поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву руку Иисуса.
Писатель Леонид Андреев предложил вариант классической ситуации предательства прежде всего — в трактовке личности предателя. Иуда у Андреева — личность мыслящая, преданная не идее Христа, а самому Христу, которого он любит подобно женщине. Предательство Иуды и надежда Иуды не оправдывается: ученики фарисейски отходят в сторону, народ «безмолвствует», Конечно, такой «двусмысленный» Иуда не мог быть принят современниками Леонида Андреева в то время, когда требовалась однозначность в отношении к событиям, ибо — «кто не с нами, тот против нас».
С тех пор прошло сто лет (рассказ был написан в 1907 году), и сегодня, думается, виднее становится то что в пылу полемики того времени не просматривалось. Тема Иуды у Леонида Андреева может бить определена как «Моцарт и Сальери». В конечном итоге, героем Андреева движет безмерная жажда самоутверждения, стремление получить праве быть «по ту сторону добра и зла», в соответствии с известными философскими идеями эпохи.
В творчестве Андреева предугадан трагизм и безумие наступавшего (да и нашего) века, «Нормальное» человечество XX века, додумавшееся до тотального самоуничтожения с помощью атомных боеголовок, — так л. и уж оно нормально? И что было бы, если бы сегодня к нам пришел Иисус? Не ждала бы его та же самая участь, что и во времена Пилата? Не стал бы кричать наш «безмолвствующий» народ: «Распни его! Распни!»
В таком случае, так ли уж и виноват Иуда?!.