«Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности иначе — мы убьем свободу своими же руками.»

«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе.»
Это строки из письма М. Булгакова И. Сталину. О чем оно? О затравленности, забиваемости камнями, гонимости известного писателя. Жить и работать свободно мешают, любые творческие начинания подавляются. Это ли не преступление против свободы личности?
Судьба М. Булгакова не единична. В одном ряду с ним могут быть названы имена Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Зощенко и много других.
Сопоставление писателя с волком не случайно. Мы можем увидеть данную метафору во многих стихотворениях поэтов XX века:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Это стихотворение О. Мандельштама. В нем автор сравнивает себя с волком, которого пытается уничтожить век-волкодав, хотя сам поэт не хочет жить по волчьим законам.
Сравнение своего положения в обществе с загнанным зверем встречается и у Б. Пастернака:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет!
И через десятилетия поэт В. Высоцкий, у которого при его жизни не было опубликовано ни строчки, напишет:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков:
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Высоцкий пишет о несвободе поэта в обществе, о том, как тяжело «выйти за флажки». Неважно, кто стоит у власти, человек, отличающийся независимостью суждений, преследуется. Сколько веков власть имущие пытаются лишить поэтов свободы, но все безрезультатно. Правители уходят и низвергаются потомками со своих пьедесталов, поэты же остаются в истории на века.
Созданный Булгаковым образ Мастера в произведении «Мастер и Маргарита» как нельзя лучше отражает это.
Мастер — историк по образованию, занимающийся переводами. Он широко образован. Это человек лет тридцати восьми, бритый, с острым носом и встревоженными глазами. Почему Булгаков назвал своего героя Мастером? «Мастер» означает высшую степень совершенства. Герой сочиняет роман, но не просто сочиняет, а проникает в саму суть жизни. Мастер — философ и творец. Его роман — воплощение той истины, которую несет людям Иисус, в книге это Иешуа. Роман Мастера завершен и. отвергнут. Все попытки писателя бороться за свой роман приводят к поражению. В конце концов Мастер оказывается в сумасшедшем доме, где лишается своего имени.
Человеку, открывшему истину, нет места в обычной жизни. Можно совершать преступления против личности, можно попытаться уничтожить свободу. Но эти попытки ни к чему не приведут.
Мастер, увидевший суть жизни и рассказавший о ней миру, выше тоталитарной власти. Булгаков сопоставляет своего героя с Иешуа, подчеркивает сходство м

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...