Творческая история поэмы Твардовского “Василий Теркин”


Стихи о Василии Теркине писались еще до Великой Отечественной войны. Вместе с группой литераторов Твардовский создал серию веселых стихов о подвигах красноармейца Васи Теркина. Это был чисто фельетонный герой. Но что это? Теперь уже не игрушечные смешные самолеты на экране. По небу плывут тяжелые грозные машины, падают на мирную землю бомбы, горит земля, рушатся дома. Это кадры кинохроники первых дней войны. Как же далека действительность войны от тех забавных рисунков, которые мы только что видели на экране. Солдаты получают винтовки, гранаты, вооружаются партизаны, ополченцы. Здесь, на фронте, встречаем мы и типографию фронтовой газеты. Солдаты – стрелки, танкисты, конники – читают свою газету. Читает ее и солдат в окопе, и политрук с группой бойцов.
Будни фронтовой жизни, хроникальные материалы, показывающие бойцов на отдыхе: солдат пишет домой письмо, другой играет на гармошке. На экране солдатские руки разворачивают газету “Красноармейская правда”. Перелистываются страницы – здесь напечатана первая глава поэмы “Василий Теркин”. Теперь в руках солдата первое отдельное издание книги: она в мягком переплете, по формату и оформлению очень напоминает военный устав – именно такой и мечтал увидеть свою поэму Твардовский.
Мы в солдатской землянке. Группа бойцов за столом, едва теплится лампешка, сделанная из гильзы. Один


из воинов держит в руках книгу и читает вслух, неловко, неумело, как читают люди, не привыкшие, не умеющие читать стихи. Твардовского увлекает замысел создать поэму о подлинно народном герое.
Он дает ему то же имя – Теркин, но это совсем другой образ, Многие писатели в эти дни на фронте, в редакциях фронтовых газет, среди них – Александр Твардовский. Здесь, на фронте, он встречает характеры, близкие его будущему герою. И вот во фронтовых газетах появляются первые главы поэмы. Издастся отдельной книгой ее первая часть.
– Переправа, переправа!
– Пушки “бьют в кромешной мгле.
– Бой идет святой и правый,
– Смертный бой не ради славы
– Ради жизни на земле.
Солдат пишет письмо. Оно адресовано Твардовскому. Синхронно с изображением читаются строчки, записываемые огрубевшей рукой фронтовика: “Ваш герой стал любимцем во фронтовых землянках”. Теперь на экране новое письмо. Пишутся строки, за кадром звучит уже другой голос: “Ну и хорош же Ваш Василий Теркин! От всей души спасибо. Уж очень он русский – большой и простой”. Пишутся строки третьего письма. И опять за кадром голос: “Многие бойцы в своей среде находят Теркиных. Вася Теркин – красноармейский герой”. “Василий Теркин” вышел из той полуфольклорной современной “стихии”, которую составляют газетный и стенгазетный фельетоны, репертуар эстрады, частушка, шуточная песня, раек и т. п. Сейчас он сам породил много подобного материала в практике газет, специальных изданий, эстрады, устного обихода. Откуда пришел – туда и уходит. И в этом смысле “Книга про бойца”.- произведение не собственное мое, а коллективного авторства. Свою долю участия в нем я считаю выполненной. И это никак не ущемляет мое авторское чувство, а, наоборот, очень приятно ему: мне удалось в свое время потрудиться над выявлением образа Теркина, который приобрел, как свидетельствуют письменные и устные отзывы читателей, довольно широкое распространение в народе”.
Обратим внимание нас на лиро-эпический характер поэмы: голос автора постоянно слышится не только в тех



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сатира булгакова.
Сейчас вы читаете: Творческая история поэмы Твардовского “Василий Теркин”