Женские образы в прозе И. С. Тургенева

Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейза­жей. И еще одна особенность объединяет почти все романы Тургенева — его необыкновенные женские образы.
В каждой из тургеневских героинь видны мучительные поиски писа­телем женского идеала. Самоотверженность и скромность, бесстрашие, спо­собность глубоко чувствовать

и переживать — вот что, в первую очередь, было важно для писателя. И что особенно интересно, почти во всех рома­нах (исключая «Дым») героини смелее, решительнее и честнее героев.
Главное для тургеневской девушки — любовь. Любовью диктуются все ее поступки, но никогда никакая сила не может заставить ее преступить определенную черту нравственности. Героиня Тургенева может без особых размышлений совершить поступок, который очернит ее в глазах общества. Но никогда она не сделает того, что безнравственно не по понятиям дру­гих, а по ее собственным.
Такова и главная героиня романа И. С. Тургенева «Накануне»
Елена Стахова. Эта героиня заинтересовала меня больше всех тургеневских ге­роинь, и о ней я хочу рассказать в своем сочинении.
С раннего детства Елена общалась с нищей девочкой Катей, жадно слу­шала ее рассказы о жизни «на этой Божьей воле», представляла себя с по­сохом в руках. Елена с юности «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она пода­вала заботливо, почти с волнением». Все животные и насекомые, нуждав­шиеся в помощи, «находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими». Елена выделялась в семье тем, что обща­лась с народом, а жалость к тому, кто слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала тем, чем могла.
«А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены в бездействии внешнем, во внутренней борь­бе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понима­ла», иногда не могла осознать своих желаний и намерений. «Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее странно­стей». Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто такое, что отталкивало от нее некоторых людей. Она максималистка, от людей тре­бовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабо­стям. По словам ее отца, «она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!» «Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко дава­лась ей жизнь». Елена жила в семье родителей своей собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно «переросла на голову». Елена была сильным по характеру человеком, но только не могла найти примене­ния своим силам и способностям в окружающем ее мире.
Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече «он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она». Но все-таки она поняла, что он не похож на тех молодых мужчин, которые окружали ее. Инсаров поразил воображение Елены своими поступ­ками. Она даже не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмит­рию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой. Девушка не предпо­лагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду. «Знаю!» — коротко и просто отвечает Елена на все предостереже­ния, которые ей высказывает Инсаров.
И он удивлен силой любви, удивлен по одной простой причине — он не понимает, что для Елены это естественно. Полюбив бедного чужестран­ца, она принимает на себя все его заботы, проявив главную сущность ге­роинь Тургенева — подставить плечо, помочь, разделить трудности.
И Елена, оставив дом, обеспеченную, спокойную жизнь, уезжает. Уез­жает в чужой край, с человеком бедным, серьезно больным, проникнутым социально-пребразовательными идеями.
Инсаров помогает найти Елене то, что она не имела все эти годы, — цель жизни. Цель жизни Инсарова — борьба за освобождение родного болгарского народа — становится и ее целью. Но Дмитрий умирает, и Еле­на, перенеся непоправимое горе, остается на родине любимого. Такой по­ступок героини подтверждает, что она действительно нашла в жизни цель и не изменит ей. Елена — самоотверженная женщина. Благодаря Инсаро­ву она обретает большее, чем любовь, — она обретает веру в себя, веру в то, что сможет продолжить великое дело Дмитрия.
Пожалуй, в этом романе, в романе «Накануне» сконцентрированы все представления писателя об идеале женщины, сконцентрированы все каче­ства русской женщины, которые породили фразеологизм «тургеневские девушки».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Женские образы в прозе И. С. Тургенева