Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
Русская действительность начала 60-х годов выдвинула новый тип «нигилиста», призывающего к решительной борьбе со всем старым миром, его бытом, нравами, культурой, не делая ни для кого исключений, не испытывая ни малейших сожалений. Достаточно вспомнить Писарева, ранние статьи которого могли быть известны Тургеневу вх период его работы над романом. Честность и правдивость писателя предопределили во многих случаях объективное изображение героя-разночинца, его моральную победу над дворянским либерализмом, в частности над братьями Кирсановыми.
— «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?. Они лучшие из дворян — и именно поэтому, и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Дворянские герои Тургенева действительно лучшие представители своего класса. Взгляды, которые они (прежде всего Павел
В бурную эпоху 60-х годов они входят нисколько не изменившимися, с грузом старых представлений. Павел Петрович проявляет себя преимущественно в общих рассуждениях философского плана, Николай же Петрович находит утешение в романтическом восхищении природой, являющейся для него храмом, в романтической литературе и музыке (в романе специально подчеркивается, что он читает «Цыган» Пушкина и играет на виолончели Шуберта). Но при всей близости Тургенева к братьям Кирсановым (особенно к Николаю Петровичу) и несомненно сочувственном их изображении (что и дало повод некоторым критикам обвинить автора романа в преклонении перед «отцами») он все же не мог не признать превосходство, Базарова, ибо в новый исторический период выразителями передовых идеалов являются разночинно-демократическая молодежь, люди базаровского типа.
О спорах, которые ведутся в усадьбе Кирсановых, побеждает Базаров. Так, если Павел Петрович при всем его аристократизме п англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций («Он свято чтит предания, он — патриархальный, не может МИТЬ без веры.»), то для Базарова народ — понятие попадающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации.
Возможно, в период работы над романом Тургенев успел прочитать статью Чернышевского «Не начало ли перемены?», и призм и вождя революционно-демократического движения говорить о народе правду без всяких прикрас отразился в суждениях Базарова. Не презрение к народу слышится в речах «нигилиста», а критика темноты, забитости и отсталости.
Проблема «Базаров и народ» очень острая и не до конца еще проясненная. Есть эпизоды в романе, которые свидетельствуют не только о силе Базарова, но и о его слабости, оторванности от народа. Существует, однако, мнение, что известный разговор Базарова мужиками есть сознательная пародия на стиль и фразеологию славянофильского толка: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории,- вы дадите и язык настоящий и законы».
Базаровский нигилизм