Князь Андрей — человек мыслящий, думающий, стремящийся к реализации своих личностных данных. В нем есть элементы тщеславия, но он всегда озабочен чем-то серьезным, будь-то военные действия, работа в комиссии Сперанского или исполнение роли помещика-хозяина. Во время заграничных походов он запасается книгами, во время жизни в поместье (после ранения) столько читает, что оказывается более осведомленным, чем его петербургские знакомые. Его уход из штаба с должности адъютанта Кутузова в 12-м году вызван пониманием того, что он будет нужнее и
полезнее в полку, рядом с солдатами. Привычка наблюдать и распознавать людей, в чем он очень близок Печорину, объясняет его внимание к Пьеру: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света». Поэтому он ласково и нежно обращается к Пьеру на приеме, приглашает его домой, позволяет ему чувствовать себя в своем доме свободнее, чем своей жене Лизе, которую считает одной из лучших женщин своего круга, а главное, ведет с Пьером непринужденный и откровенный разговор о нем самом, о Бонапарте, о светском обществе. Пьеру гораздо труднее в этой жизни. У него не было семьи, он ощущал себя незаконнорожденным
сыном, князь Василий привлекал его в среду золотой молодежи, затем в объятия своей холодной, расчетливой дочери Элен. В двадцать лет преодолевать возникающие соблазны светской жизни весьма не просто. Однако его умственные потребности и нравственные возможности получают награду в виде дружбы с князем Андреем, а затем заставляют откликнуться на приглашение Баздеева вступить в масонскую ложу, чтобы почувствовать себя полезным. Желание помогать другим всегда присутствует в душе Пьера. Он морально помогает Наташе после ее разрыва с князем Андреем, он спасает ребенка во время пожара Москвы, он решает взять на себя миссию убить Наполеона, а попав в плен, стойко выносит все тяготы и невзгоды, учась у Каратаева спокойствию и незлобивости и помогая ему.