Психологический анализ в романе

Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа
Психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести
И разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к
Внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого
Меняются. Автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая

раздражение:
Плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней
Красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.
Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей
Внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь
Андрей, преодолевающий свой страх — герои. Хвастливый и
самоуверенный Жерехов только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска
Истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер
Разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев,
Открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал «диалектикой души». Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в
Которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного
Смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя
Андрея такими моментами душевных перемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над
Детской кроваткой, когда князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии
Героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски
Разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим
Ценностям: любви, природе, искусству, семье.
Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого — например, семья Курагиных, которую и семьей назвать
Сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственна
Семьям. Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное
Родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в
Отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки
Родительской любви» и дети — «обуза его существования»).
Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет
Сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает). Любимые герои Толстого —
Плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их
«собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Важный принцип психологического анализа — изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны,
Рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. Во сне князя Андрея раскрываются те
Противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый,
Гармоничный, сон Николая Болконского — сон «болконский», рассудочный, проблематичный. Толстой показывает
Своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость
Душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле,
Показанном сквозь призму восприятия Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал «Войны и мира».
Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно живыми, а
Характеры их — психологически достоверными, многогранными.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Психологический анализ в романе