Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» и стихотворении Лермонтова «Бородино»
Бородинского сражение, ставшее переломным моментом в войне 1812 года, вызывало живой интерес многих исследователей, историков, ученых. Не удивительно, что к нему обращались в своих произведениях и русские писатели. Эта тема нашла свое отражение в поэме М. Ю. Лермонтова «Бородино» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Образ народа-мстителя, который, наряду с подлинным героизмом, мужеством, решительностью, обладает такими высокими качествами, как простота, доброта и правда, встает перед нами со страниц этих произведений.
Война —
И в лермонтовском «Бородино» перед нами раскрывается все то же мужество, то же богатство души русского народа, его благородство, трагизм разочарования, горечь утрат. И эти черты народа-богатыря помогают нам осознать все величие и трагизм происходящей битвы, весь масштаб народного самосознания.
Оба автора с невероятным мастерством отражают атмосферу Бородинского сражения. В поэме «Бородино» мы ощущаем весь накал чувств и эмоций во время сражения:
Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой.
Те же картины мы видим и у Толстого. Так, например, вместе с Пьером мы чувствуем разгорающийся огонь сражения. Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе «Война и мир», образами мужиков, «работающих на поле сражения» не щадя себя во имя Родины.
В самом деле, не только прославлением героического подвига народа восхищают и поражают нас описания Бородинской битвы. Мы словно ощущаем тот накал, то напряжение, которое висит в воздухе. Так, Толстой проявляет исключительное мастерство в изображении этой атмосферы Бородинского сражения. Он передает сцену боя «по солнцу и под солнцем», уподобляя сражение грозе, детально описывая диспозиции и в то же время быстро сменяя ситуации батального сюжета.
То же напряжение, подобное напряжению перед грозой, чувствуется в стихотворении Лермонтова — в атмосфере лермонтовского бивака, в разговорах и мыслях солдат:
Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
Во всем этом прослеживается чисто толстовский характер, его видение. Автор тонко передал состояние солдат перед боем, ожидание грандиозной битвы.
Здесь и чувство неразрывной связи с родной землей, и чувство истинного патриотизма. Повсюду слышатся слова: «Что толку в этакой безделке» или «пора добраться до картечи».
«Ребята, не Москва ль за нами?.», — говорят солдаты у Лермонтова. Эта фраза, пожалуй, наиболее точно раскрывает перед нами психологию самого сражения и психологию русского солдата. Москва — вот слово, вобравшее в себя весь смысл сражения, подчинившее себе все помыслы бойцов. Без нее картина боя могла бы превратиться в простое описание жестокой резни. В «Войне и мире» эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчетливо выражена в словах простого солдата: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».
Мы видим, как схожи описания великой битвы у двух авторов в разных произведениях, созданных в разное время. Война 1812 года была войной народной. И в Бородинской битве именно народ одержал победу над непобедимой ранее армией Наполеона. Понимая это, и Лермонтов и Толстой в своих произведениях с великим мастерством раскрывают перед читателем всю глубину души русского народа-победителя.