Критическое освещение жизни у Толстого

В отличие от Тургенева и Достоевского, Л. Толстой в начальный период своего творчества не испытал значительного влияния Гоголя. Темы и образы гоголевских произведений не получили непосредственного отражения и продолжения в творчестве Толстого. На первый взгляд линии соприкосновения между этими двумя великими художниками мало заметны. Кажется, что очень трудно говорить о наследовании и развитии автором «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения» гоголевских традиций. Однако это вовсе не так. Живую связь между творчеством

Толстого и Гоголя хорошо почувствовал Некрасов, оценивая один из севастопольских рассказов — «Севастополь в мае». В письме к Толстому 2 сентября 1855 года Некрасов писал по поводу этого произведения: «Не хочу говорить, как высоко я ставлю эту статью и вообще направление Вашего таланта и то, чем он вообще силен и нов. Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда — правда, которой со смертию Гоголя так мало осталось в русской литературе. Вы правы, дорожа всего более этою стороною в Вашем даровании». И само направление таланта Толстого, и то воплощение правды, которое дано в севастопольских рассказах,
Некрасов соединял с гоголевскими традициями. Приблизительно в это же время Тургенев писал о Толстом одному из своих корреспондентов: «Вот наконец преемник Гоголя — нисколько на него не похожий, как оно и следовало».
Будучи непримиримым противником романтической «красивости», Толстой изображает жизнь, отказываясь от всякой ее идеализации. Избегая ложного пафоса, писатель замечательно нарисовал в севастопольских рассказах народ, простых людей, которые проявляют себя подлинными героями. И в отрицании ложной эффектности, и в утверждении жизненно правдивого «будничного», которое заключает в себе великое, возвышенное, мы ощущаем живую перекличку с гоголевским творчеством. Вместе с описанием простых и мужественных солдат, настоящего героизма, лишенного и тени крикливости, Толстой развенчивает фальшивую позу, стремление казаться героями при отсутствии для этого каких-либо оснований — эту характерную черту офицеров, принадлежавших к аристократическим кругам. «Однако не пойти ли мне на эту вылазку?- сказал князь Гальцин после минутного молчания, содрогаясь при одной мысли быть там во время такой страшной канонады, и с наслаждением думая о том, что его ни в каком случае не могут послать туда ночью».
Толстой показывает в севастопольских рассказах лжепатриотизм аристократии, ее равнодушие к судьбам простых людей, народа; писатель развенчивает ту официальную ложь, которой окутываются реальные интересы и стремления командующей знати. «Калугин, князь Гальцин и какой-то полковник ходили под руку около павильона и говорили о вчерашнем дне. Главной путеводительной нитью разговора, как это всегда бывает в подобных случаях, было не самое дело, а то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле. Лица и звук голосов их имели серьезное, почти печальное выражение, как будто потери вчерашнего дня сильно трогали и огорчали каждого; но сказать по правде, так как никто из них не потерял очень близкого человека (да бывают ли в военном быту очень близкие люди?), это выражение печали было выражение официальное, которое они только считали обязанностью выказывать. Напротив, Калугин и полковник были готовы каждый день видеть такое дело с тем, чтобы только каждый раз получать золотую саблю генерал-майора.»
Определяя сущность свое

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Критическое освещение жизни у Толстого