Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала»
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, совершенной далее не над ним лично, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем, как об этом глухо упоминается в рассказе, посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям («Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились,- говорят ему собеседники. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»). Правда, увидев страшную сцену, он не закричал, не возмутился,
Мы можем оспаривать разумность жизненной позиции героя, вероятно разделяющего «непротивленческие» взгляды (семиклассники с присущей им прямолинейностью обычно ставят ему в вину то, что он «не стал борцом, революционером»), но отказать ему в благородном чувстве общности с людьми, в понимании своей личной
Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй». Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественникам и — Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и ее разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Не делая революционных выводов, больше того, отрицая революционный путь преобразования жизни, писатель с такой нарастающей силой обрушивался на государство, церковь, социальные институты царской России, что, сам того не желая, оказывал огромное революционизирующее воздействие на читателей.
Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период первой русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через восемь лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль, уже на другом этапе русской революции, оно сыграло. Конечно, эти мысли во всей полноте, как и мысли о непротивленческих позициях Толстого, сложны для нас. Но они в состоянии ответить на вопрос, сформулированный в хрестоматии: почему в 900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа «После бала»?
Толстой в качестве очевидца наказания избирает того, кто никогда не занимался социальными вопросами и даже не подозревал об ином, страшном мире, существующем за стенами дворянских особняков. Но именно потому, что сцена наказания дается глазами человека, которого нельзя заподозрить в предвзятости и который, по существу, впервые столкнулся с подлинной жизнью, она, эта сцена, производит такое потрясающее впечатление. Иван Васильевич говорит о прошлом, но оно живо интересует его собеседников, решающих современные и даже злободневные вопросы о путях совершенствования человеческой личности, о мере зависимости человека от общества. Минувшее, таким образом, связывается с настоящим.
Иван Васильевич искренен, скромен, уважаем всеми, благороден — ясно, что воспоминаниям его можно верить беспрекословно. Правда, многого он не понимает. Писатель как бы отказывается делать конечные выводы (да во многом он и сам не мог найти нужное решение), но сила изображенных фактов такова, что читатель без труда приходит к заключению о вопиющей несправедливости самодержавного строя и об ответственности каждого человека за совершающееся вокруг.
Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведениях свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение мира, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заразить, потрясти, захватить читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины событий, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет. В «Ревизоре» перед нами последовательно проходят завязка, кульминация, развязка. В «Детстве» Горького кульминации нет. В «Метели» Пушкина развязка сливается с кульминацией.
Композиция же — универсальный признак, одно из важнейших специфических свойств любого произведения художественной литературы.
Но даже в эпических, лиро-эпических и драматических произведениях далеко не все сводится к сюжету (описания, лирические и публицистические отступления, монологи и диалоги, которые не обязательно движут действие, но которые важны для понимания характеров действующих лиц, обрамление, подобное тому, с каким Читатели встретились в рассказе «После бала»).