Сцена в гостиной (Анализ 8 главы, части 1, тома № 1 романа — эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».)

Л. Н.Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше поколение особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному самосовершенствованию, как необходимому условию прогресса всего человечества. В романе «Война и мир» эти мысли писателя воплощены в образах его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений. Мне кажется, что лучше понять творческое кредо писателя,

разобраться в его философии помогает эпизод «Сцена в гостиной».
Здесь автор затрагивает важные нравственные проблемы, которые во все времена привлекали людей, показывает те нормы человеческой жизни, которые утверждает художник слова: искренность, простоту, естественность.
Очень важна эта глава и для раскрытия внутреннего мира Наташи Ростовой. Мы понимаем, что героиня переполнена жаждой жизни — в этом секрет ее обаяния. Очаровательная непосредственность, душевная ясность и простота — эти качества, присущие Наташе, Толстой считал важными для человека.
Именно с этих позиций я хочу рассмотреть эпизод
«Сцена в гостиной».
Из предыдущей главы мы узнаем, что в доме Ростовых две именинницы Натальи — мать и дочь. С утра — гости, визиты, подготовка к званому обеду.
Изображение семейного праздника, обычной, повседневной жизни дворянства — такова тема данного эпизода. Но автору необходимо показать не сами события, а их нравственную составляющую. Так как именно нравственный уровень человека определяется его способностью к духовному развитию и совершенствованию. Именно это одна из главных проблем, которую решает автор.
Анализируя этот эпизод, я понял, как важен для Толстого семейный быт. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. В семье Ростовых Толстого привлекают крепкие нравственные основы жизни, дружеские и любовные отношения друг к другу членов семьи, простое и доброе восприятие мира и людей. Автор показывает полные жизненной правды картины счастливого семейного быта Ростовых. Это и составляет основу жизни, один из главных моральных критериев, по мнению писателя.
Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Именно с ней мы впервые встречаемся здесь, в 8 главе. Перед нами непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду.
Наташа стремительно появляется в романе. Она вбегает в комнату, в которой собрались гости по случаю именин. Следом за ней мы видим Бориса, Николая, Соню и Петрушу. Между собравшимся обществом завязывается разговор, после которого Наташа, обидевшись, убегает. Борис и Петруша следуют за ней. Таков сюжет эпизода. Определяя его, понимаешь, что сами события не главное в данной главе.
Таков портрет героини: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Писатель беспощадно подчеркивает, что Наташа некрасива. Но от этого ее изменчивое, выразительное лицо не утрачивает своего обаяния.
Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, свет этой внутренней жизни падает на окружающих. Заскочив «с нерассчитанного бега» слишком далеко, Наташа разрушила холодную чинность приема гостей и растормошила всех своим весельем. Меняется атмосфера. Граф Ростов по-мальчишески вскакивает и широко расставляет руки вокруг дочери, притворно сердится мать, «все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Да и сам Толстой по-отцовски любит Наташу за то, что она ребенок, за то, что не такая испорченная, как все взрослые.
Всего за несколько минут Наташа (а именно столько длится данный эпизод) успевает пережить и перечувствовать столько, что иному хватило бы на полгода. Вот раскрасневшаяся она вбегает в комнату, «вывернувшись от отца, подбежала к матери», спрятала свое лицо в кружевах мантильи, засмеялась, что-то отрывисто проговорила про куклу, упала и расхохоталась, серьезно посмотрела на гостью, отвернулась от Бориса, прыгнула и побежала из комнаты. Глаголы лишь еще раз подчеркивают стремительность героини, динамизм.
А писателю важно проследить постепенное, едва заметное накопление в душе героини все новых и новых настроений, чувств, впечатлений, а это и есть внутренняя жизнь. Толстого интересуют ее едва уловимые явления, сменяющиеся одно другим с необычайной быстротой. Отсюда и быстрая смена настроения : вначале это задорный смех, потом звонкий хохота, смех со слезами на глазах, серьезность взгляда на гостью, вновь неудержимый смех.
Духовная красота Наташи и проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств.
Диалектика душевных движений отражается и в речи героини. Естественная прерывистость разговора, смешение мыслей — вот что для нее характерно. Она произносит несколько фраз: «Видите?. Кукла.Мими. Видите. И все. А за этими слова буря эмоций и переживаний. Так и хочется проникнуть в недосказанные мысли Наташи.
У нее есть свой мир. Объяснить логически она не умеет, потому что понимает не умом, а сердцем. Погрузившись в ее радостный мир, понимаешь, что отказаться от него уже невозможно.
Кроме Наташи, в эпизоде мы знакомимся и с двумя молодыми людьми Николаем и Борисом. Одним из основных приемов характеристики данных героев является портрет.
«Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Дважды Толстой подчеркнет, что герой красив. Но это только внешняя привлекательность. Мы не увидим динамики, смены выражения его лица. Оно остается статичным, хотя герой и улыбается. Кажется, на первый взгляд, нет ничего, что может оттолкнуть от молодого красивого офицера. Напротив, он находчив, не растерялся, когда вся молодежь ростовского дома под водительством Наташи нечаянно залетела в гостиную, где сидят скучные гости. Спокойно рассказал шутливую историю о Наташиной кукле. Потом Борис вышел вслед за Наташей из гостиной, и шаги его были «не тихие, не быстрые, приличные шаги». И вот эта деталь и заставляет усомниться в положительности героя. Уж слишком он благоразумен. А Наташа вбегает в гостиную, нечаянно, с нерассчитаннго бега. Но именно вот эта нерассчитанность поступков и привлекает.
Николай Ростов, старший брат Наташи, тоже впервые появляется на страницах романа. В его портретной характеристике обращаем внимание на важную деталь: «молодой человек с открытым выражением лица». Душевная открытость — это черта, присущая всем Ростовым. В отличие от Бориса Николай чувствует неловкость от своего появления в гостиной: покраснел, «искал и не находил, что сказать». Его поведение рисуется автором с большей симпатией, потому что оно естественно. Но все же в Николае нет того главного, что есть уже в тринадцатилетней Наташе. Это стремление чувствовать за всех, всюду поспевать, все видеть, во всем участвовать. Страстное желание жить переполняет Наташу.
Таким образом, эпизод знакомит нас с новыми героями, расширяет и углубляет наше представление об их внутреннем мире.
Читая этот небольшой фрагмент из романа, понимаешь, что люди оцениваются автором на основе нравственного критерия — критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты.
Толстой дает возможность прикоснуться к совершенно иному миру, заставляет задуматься над самыми главными вопросами существования человека.
В эпизоде, я думаю, главной задачей для художника стал показ мироощущения героев.
Проблемы, которые волновали и мучили Толстого,- это старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье, о смысле жизни. Автора отличает необыкновенная глубина мыслей и сила чувств, поэтичность и жестокая правда. Мне кажется, ставя и решая задачи общечеловеческого характера, писатель ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.
Автор работы: Хмара Максим, ученик 10 а класса

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сцена в гостиной (Анализ 8 главы, части 1, тома № 1 романа — эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».)