Очаровательные женские образы (по роману «Война и мир»)
Лев Николаевич Толстой — художник честный, сложный, во многом проблематичный. В своем широком полотне — романе-эпопее «Война и мир» он дает правдивую картину России первой четверти XIX века.
Роман «Война и мир» открывается изображением великосветского общества, собравшегося в гостиной сорокалетней фрейлины императорского двора Анны Павловны Шерер. Это «высшая знать Петербурга», люди самые разные по возрасту и характерам, но одного общества. Здесь все неестественно и чопорно.
Этому обществу противопоставлены лучшие
Наташа порывистая и восторженная, любимица семьи, она не боится стать центром внимания. «Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу князь Андрей. «Волшебницей» казалась она Денисову. «Она обворожительна»,- говорил о ней Пьер. Она впервые появляется на страницах романа тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, е большим ртом, некрасивая, но живая. с сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных башмачках.»
Другим не менее привлекательным женским образом является княжна Марья Болконская. Она глубоко религиозна. Христианское вероучение подавляло в ней чувства протеста и борьбы за свое счастье. «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в простом и ясном законе — в законе любви и самоотвержения». Ей совершенно чужд эгоизм, она способна ради других жертвовать своими интересами. Она непоколебима в выполнении своего долга перед родными. Ее терпение и покорность отцу достойны уважения; она заменяет мать маленькому Николеньке, сыну Андрея. Узнав о ранении брата, едет к нему, несмотря на опасности пути, считая своим долгом быть с ним, облегчая ему страдания. Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья все свои духовные силы отдает семье. Она оказывает благотворное влияние на вспыльчивого, порой грубого с людьми Николая. С любовью и нежностью воспитывает детей. Внешне непривлекательная, она покоряет людей своей духовной красотой, высокой нравственностью. Достигнув, казалось бы, всего, «душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть спокойна». У этой героини мятежная душа, пытливый ум и прекрасное доброе сердце. Что так ценил в женщинах писатель.
И Соня, родственница Ростовых, тайно (для всех очевидно) и безнадежно влюблена в Николая Ростова. Она понимает, что мечтам ее не сбыться, но не может изменить сердцу, она отказывает страстно влюбленному в нее Долохову, оставаясь вечно любящей и преданной избраннику. В Соне Толстой выделяет основные черты характера — преданность и жертвенность.
В этих женских образах писатель отразил свой взгляд на «мир и место» женщины в обществе. Душевная красота, преданность и верность — вот что больше всего ценил Толстой в «хранительнице очага».